Культура

12:06, 09 июня 2018

Маска – ложь, да в ней намек

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
 
К радости зрителей Тульский академический театр драмы все время экспериментирует: приглашаются режиссеры – в основном из столиц – и постановки создаются в разных жанрах и «разным почерком».

Премьерный спектакль, которым ТАТД закрыл сезон, – «Двое на Луне» по пьесе Игоря Глинкова – был поставлен в Туле питерским режиссером Сергеем Щипининым. В программке он обозначен как бурлеск, то есть комический контраст формы и содержания.
Здесь не всерьез рассуждают о таких важных вещах, как любовь, боль, измена, и втягивают в разговор зрителя. Кстати, публика включается в игру сразу, в чем заслуга двух исполнителей главных ролей – актеров Инны Медведевой и Сергея Сергеева.
Их персонажи Лена и Никита, или – Он и Она, встречаются на берегу моря. Слышен шум волн, сияет луна, романтичная атмосфера, ночь – самое время для откровенности, исповеди. И тема разговора понятна каждому: как найти своего человека, того, кто станет частью тебя?..
Чем-то «Двое на Луне» напоминает фильм «О чем говорят мужчины» – здесь тоже изливают душу. Но разве можно вот так, сразу после знакомства, перейти к откровениям? Наше время прозаично и меркантильно, все живем по принципу: «Я так боюсь, что душа обнажится, с ней, беззащитной, у всех на виду – словно на площади спать ложишься, словно ступаешь по тонкому льду…»
И тогда двое на берегу – или на сцене? – начинают вуалировать свои истинные чувства, мысли, скрывать их под хохмами, циничными изречениями.
Правда, все это делается очень тонко, тактично и интересно: зритель не отрываясь следит за словесным поединком, который, к слову, ни разу не отдает дурновкусицей.
Тут всего в меру – и шуток, и грусти, и раскрепощенности, которая заряжает зал: режиссер, драматург и исполнители обходятся без морализма, проводя все сцены с легкой иронией.
А еще звучат рок, шансон, героев окружают танцующие пары – это же южный курорт, и все легко и просто в мире невероятном, фантастическом, наполненном романтикой и драйвом. И когда возвышенная тема сменяется сугубо бытовой, уже непонятно – луна это в темном небе или просто фонарь на дискотеке?
Зритель все время соучаствует сюжету, он – то старый приятель, от которого ждут схожести и поддержки, то свидетель зарождающегося сильного чувства, и порой это приводит к курьезам.
На премьере, когда Сергей по ходу действия спросил: «А я красивый?..», девушка в первом ряду тут же выдала: «Да ничего так…» А сидящая рядом дама в летах прокомментировала: «Вот ведь довыбирается девчонка – такого мачо не надо упускать!»
Но, в самом деле, почему так сложно встретиться, познакомиться? Казалось бы, Интернет вам в помощь, но и он не решает проблему.
Оптимистично уже то, что начинается спектакль со встречи, и море, как третий собеседник, шумит, вздыхает вместе с мужчиной и женщиной, сглаживает неровности разговора – как гальку на берегу…
Мы готовы рассказать случайному попутчику историю жизни, но не разговариваем с соседом по лестничной клетке – почему? Да потому что в мнимой откровенности перед чужим человеком можно словно заново «написать» себе жизнь.
И в этой поездке на побережье Он и Она поначалу изображают совсем других людей, словно скрываются под масками: Она – абсолютной пофигистки, Он – легкомысленного бонвивана.
– Но ведь надежда есть всегда в сердце, и наш разговор со зрителями именно об этом, – поделилась Инна Медведева. – У меня впервые такая роль, и еще есть над чем работать, куда двигаться дальше. Несмотря на то что здесь все вроде бы комедийно, легко, хочется, словно между строк, донести до зрителей проблемы, которые есть у каждого: одиночество, поиск «своего человека». Когда готовился спектакль, с нами много работала педагог по вокалу Любовь Труфанова. На занятиях пришлось освоить репертуар Юлии Коган – бывшей солистки группы «Ленинград»,  еще группы «Король и Шут».
 – Когда мы приступали к репетициям, то с режиссером сразу оговорили главное: каждый персонаж – и на сцене, и в жизни – носит маску. И снять ее – значит открыться, а это страшно, – рассказал Сергей Сергеев. – И как преодолеть страх, показать свое настоящее лицо?.. Да, я тоже подхожу к Ней на берегу с определенной масочкой, и потихоньку придуманные образы сходят на нет… У Сергея Павловича Щипицына некоторые мизансцены уже были заготовлены, план существовал, но в каких-то местах нам была предоставлена свобода действия – можно было импровизировать.
– И мы стали существовать в «предложенных обстоятельствах», а если что-то подправлялось, то деликатно, так что мы могли творить персонажей по собственному усмотрению, – добавила Инна. – Кстати, на сцене девушка дольше удерживает маску, не спешит изливать душу: то ли натура сильнее, то ли больше «ожогов» получила в прошлом. Но ведь маска – это своего рода латы, закрывающие нас от жестокости окружающего мира. Не случайно во всех странах много веков назад появились карнавалы: люди стали прятать себя под чужими личинами. И в наши дни традиции живы, это каждый подтвердит…
В репертуаре тульского драмтеатра подобный спектакль появился впервые, но зрители приняли его сразу: премьерный показ прошел с успехом.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий