Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 13 Июля 2020

Михаил Башаков: Плыву по течению музыки

Михаил Башаков: Плыву по течению музыки
16 Фев 2020 12:31 / Культура

На празднике «Большой Тур «Куликово поле» с концертом выступил известный петербуржский рок-музыкант Михаил Башаков. Из разговора с ним после выступления мы узнали:

– что его вдохновляет;

– о чем он постоянно спрашивает себя;

– что считает для себя главным в творчестве.

Про Куликово поле

– Я не первый раз выступаю на Куликовом поле. И очень рад, что меня несколько лет назад друзья пригласили меня выступить на открытии центра приема посетителей. Несколько раз выступал здесь на фестивале авторской песни. И в этом году собираюсь. От этих поездок остаются самые хорошие впечатления. Очень глубокие, иногда задумчивые, иногда восторженные. Музей настраивает на древний язык, а природа просто вдохновляет.

Про зрителей

– Принципиально ли для вас – выступать перед большим залом или в маленьком помещении, например, на квартирнике?

– Нет. Когда я играю, я всегда ориентируюсь на моих слушателей, но для меня совершенно нет разницы, сколько их. Я бы сказал, что играю для сердец. Может быть такая ситуация: полный стадион, и ни одно сердце не проснулось. А вот у одного из пятнадцати, скажем, гостей вдруг одно сердце отозвалось, подумало и согрелось… Именно для этого я и играю. Я уже немолодой человек, я прошел «Нашествие» и до сих пор занимаюсь музыкой, потому что я это очень люблю, отдаю этому много времени. Через это я открываю в первую очередь для себя что-то новое и этими открытиями делюсь. Неважно, сколько человек, важно, чтобы ты делился!

– Вы говорили, что любое ваше выступление зависит от музы и вы не можете предугадать, каким будет выступление…

– Да, и это самое прекрасное. И я хотел бы пожелать молодым авторам этого же… Очень часто так получается, что люди путают материальную популярность с течением реки музыки. Я предпочитаю плыть по этому течению. Если я отклонялся от этого, мне становилось плохо. Ты сидишь дома и не понимаешь: «Отчего же мне плохо так?»

– Это апатия какая-то?

– Апатия, да, перечисляйте, другие синонимы (улыбается). Дело в том, что, когда ты все это отпустил (я имею в виду внешнее желание обладать чем-то), то отдался течению и внутренним богатствам. Сознание всегда хочет нас в чем-то обличить – река чистой музыки убирает эту суету. Раньше я выходил на сцену за чем-то. А потом понял – я волнуюсь, потому что чего-то хочу. И тогда я перестал хотеть, а просто соединился с тем, что я делаю, какие песни я пишу.

– …Волнение пропало?

– Абсолютное блаженство. Только удовольствие!

– Вы выступали в октябре на тульском квартирнике. По вашему мнению, в чем основная прелесть квартирников?

– Основная прелесть только в том, что зритель находится рядом. Абсолютно точно видит, что и как артист делает. Представьте себе стадион, когда где-то там играет звук, кругом софиты. А ты даже не знаешь, фонограмма ли это или нет. Здесь же ты присутствуешь при нажатии клавиш и дергании струн. И если ты в момент дергания струн забываешь, как они дергаются, и думаешь о том, о чем поется… Считай, что случилось чудо!

Про творчество

– Во многих ваших произведениях есть сюжет, например в песнях «Черный экран», «Самбади». Вы хотите рассказать вашим слушателям историю?

– Вы совершенно правильно говорите. История всегда включает в себя некий контрапункт, нужно, чтобы ты ответил на вопрос. Меня часто спрашивали: есть ли у героя песни «Самбади» какой-либо прототип? «Это вы про кого-то писали?» Я отвечал на этот вопрос, что писал про воображаемый фактор, который я заранее хочу преодолеть. Творчество еще чем прекрасно и чем богато: тем, что в нем ты можешь делать все. Ты можешь изменить свою судьбу, развернуть на поле творчества все, что хочешь.

– А чем вы вдохновляетесь при создании ваших произведений?

– Я всегда вдохновляюсь жизненными ситуациями. Написал я одну картину маслом, там был изображен индеец. Я в детстве «болел» индейцами. И вот у этого персонажа такое оперение, он поднимает руку, и из-под руки светит солнце. Я назвал эту картину «Солнце под крылом». Когда это произошло, я подумал: «Вау, как это поэтично, как это хорошо звучит!» У меня под крылом солнце – это значит, что ты в полете. И совсем неважно, может быть, ты даже ползешь. Но поднимаешь руку, а там солнце под крылом, и ты можешь ощутить полет. Этот образ очень сильно меня вдохновил.

– Вы рассказывали во время предыдущих выступлений, что как-то шли по улице, увидели таблоид, на котором было написано «Твоя очередь быть знаменитым», и в голову пришел образ…

– Да, в этом смысле вдохновить может абсолютно все. Можно ехать сюда, увидеть поворот… Мы здесь, на Куликовом поле были на фестивале авторской песни с поэтом и музыкантом Толиком Багрицким предпоследним летом. Поехали в Себино, в храм. А по дороге увидели населенный пункт с названием «Журишки», а мы были в жюри (смеется). Мы вышли, сфотографировались на фоне этого указателя. На самом деле мне кажется, что все гораздо сложнее. Эти знаки рассыпаны по нашей жизни.

– Наша задача – вовремя найти их…

– …Прочитать.

– Ваша цитата: «Я не знаю, хорошо ли или плохо получить «Золотой граммофон». Как вы относитесь к современной эстраде и есть ли у вас любимчики – исполнители, за которыми интересно следить?

– Я совершенно ровно к этому отношусь. И хочу сказать, что иногда ловлю себя на предвзятости. В поп-музыке может возникнуть какая-то песня, какая-то тема, хорошо развитая. Это просто какой-то параллельный мир, который приносит мне информацию, но информации меньше, чем могла бы мне принести другая музыка. Если мы и обвиняем популярную стезю, то только в том, что поп-музыканты могут взять хорошую вещь, но как же ее портят…

– И часто так бывает?

– Очень часто, потому что это такое направление. Сделать музыку как можно быстрее, как можно популярнее, приемлемой для масс. И портится хорошая идея.

– Можно мне ваш автограф? – к нам подходит маленькая девочка, которая тихо ждала перерыва в интервью рядом с нами.

– Обязательно! – галантно отвечает Михаил. – Как вас зовут?

– Катя, – скромно говорит девочка.

Михаил старательно выводит подпись на предоставленной бумажке.

– Катя, – отдает он бумажку девочке.

– Спасибо! – говорит Катя.

– Спасибо! – отвечает и Михаил.

Про себя

– Когда вы представляли песню «Спроси себя» на концерте, вы обратились к зрителям: «Почаще задавайте себе вопросы!» А как часто вы себя спрашиваете и о чем?

– При любой неблагоприятной ситуации с детьми. Всегда нужно понимать – а чего ты хочешь? Ты хочешь, чтобы ребенок был таким, как ты? Или ты хочешь, чтобы все сложилось, как ты хочешь? Или ты хочешь жить? Жить – это значит допускать все. Это очень тонкая вещь. Довлатов обозначил в своих дневниках такой вопрос: «А не говно ли я?» А что это значит? Дело в том, что человек испытывает самое большое недовольство от того, что он говно и поступает, как говно. Как только ты начинаешь поступать не как говно, а как свободный человек, ты начинаешь испытывать удовольствие.

– Вы говорили, что после успешного концерта вы настолько возбуждены, что не можете потом уснуть. Уснете ли вы после сегодняшнего концерта?

– Это совершенно не зависит от того, что я хочу или думаю. Это просто как Бог даст.

Проект #coolpolepress

Дмитрий СОБОЛЕВ

Фото автора


Читайте также

Высоцковед из Чекалина
13 Июн 2020 16:04 / Культура
Писателя-журналиста Николая Андреева мы застали в городе Чекалине Суворовского района не в гамаке или садовом кресле-качалке, а, конечно же, за работой. Но – не за ноутбуком, печатной машинкой или на худой конец с «лейкой» и блокнотом», как могут подумать некоторые. Литератор перед приездом репортерской группы «ТИ» трудился над очередным своим шедевром – строил большущий дом на сваях и с окнами размером с человеческий рост! Потому встретил нас Николай Алексеевич в галошах, перчатках, куртке, слегка испачканной побелкой или гипсом, но при этом – с охапкой своих книг: тут вам и «Жизнь Сахарова», и «Жизнь Горбачева», и «Тайна перевала Дятлова», и «Жизнь Высоцкого». Вот последняя нас интересовала, пожалуй, больше остальных. Мы-то ведь знаем туляка Владимира Щербакова, десятилетиями исследующего песни Высоцкого и фильмы с его участием, а вот о чем в свою очередь поведал миру Николай Андреев? И, забегая вперед, добавим: наш собеседник сказал в «Жизни Высоцкого», оказывается, не все, что хотел, – потому как планирует уже большую энциклопедию о знаменитом барде. Читать »
От «колобка» до горшка
04 Июн 2020 14:23 / Культура
Задачка для дилетантов: из какой глины получается посуда темного цвета, а из какой – светлого? Можете не гуглить: исходный материал один и тот же – просто технология изготовления разная. Например, есть черная керамика – да вы и сами видели кружки-плошки с металлическим отливом. По словам умельцев, такой специфический цвет изделия приобретают благодаря чернолощению: цвет от темно-коричневого до черного с серебристым отливом придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью обжига. Да, да, именно железо! А потом додумались до глазури. Гончарное производство существует и в наши дни. Это бизнес или занятие для души? За ответом мы отправились в суворовскую деревню Желтиково. Читать »
Ковать - это по-тульски
25 Май 2020 21:22 / Культура
Наковальни, молотки, чеканы – все эти инструменты скоро смогут попробовать в деле посетители уникального культурного пространства «Тульский секрет». Оно будет посвящено холодной обработке металла и появится в областном центре благодаря президентскому гранту. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter