Культура

18:09, 17 августа 2015

Мир знакомый и отрадный

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Небольшая экспозиция произведений тульской художницы Натальи Трифоновой, разместившаяся в одной из комнат дома-музея Викентия Вересаева, посвящена необычной теме – интерьерам русских усадеб.

– Наверное, не случайно эти работы выставлены именно здесь, в единственном в области литературном музее, – отметила его заведующая Виктория Ткач. – В нашем представлении такие поместья тесно связаны с образами в произведениях русских писателей,  поэтов, художников. На Тульской земле немало «дворянских гнезд»: Дворяниново, дворец Бобринских в Богородицке, Поленово, к хозяину которого приезжали из обеих столиц великие живописцы. Черты национального самосознания, воплощенные в усадьбе, делают ее сегодня вновь интересной и притягательной, причем не только как музейный экспонат или вместилище произведений искусства, а шире – как неотъ­емлемую и коренную часть русской культуры, в которой закодированы многие ее бытийные особенности…
Наталья Трифонова раньше жила в Феодосии, а переехав в наш город, много путешествовала, знакомясь с достопримечательностями края. У художницы, которая награждена Почетным знаком Тульской области «Материнская слава», пятеро детей, и, по словам Натальи, ей хотелось, чтобы они узнали и полюбили землю, где живут теперь. И при этом лучше поняли тот самый феномен русской усадьбы, о котором так много говорится в последнее время.
– Интерьер всегда интересовал меня, так же как и архитектура – «застывшая музыка», – рассказала Наталья Ивановна. – И когда приезжаешь в усадьбу, словно узнаешь знакомые места. Ведь это уникальное явление не только в отечественной, но и в мировой культуре и истории. Это целый мир, где возводились шедевры архитектуры, разбивались уникальные садово-парковые ансамбли, собирались великолепные библиотеки, научные и живописные коллекции. «Усадьбы старые разбросаны по всей таинственной Руси», – писал Николай Гумилев.
В работах Трифоновой этот мир детства наших писателей, знакомый многим по произведениям Бунина, Пушкина, Тургенева. Толстого, других литераторов, близок и понятен. Ведь созданные ими образы вошли в сознание миллионов читателей, эмоционально-лирическая атмосфера «дворянских гнезд» для нас близка и понятна.
Посетители выставки сразу отмечают, что комнаты дома Вересаева на акварельных рисунках Трифоновой представлены с наибольшей теплотой и душевностью.
– Так и есть: здесь царит особая атмосфера задушевности, о которой пишет Викентий Викентьевич в своей автобиографической повести. И я рада, что смогла запечатлеть ее, – призналась художница. – Небольшая постройка с садом, расположенная в центре Тулы, уникальна уже тем, что это – городская усадьба, такое нечасто встретишь…
Кстати, этот музей создавался также с любовью: сотрудники Тульского краеведческого музея старались не просто устроить некое мемориальное место, но возродить дом, и им это удалось.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий