Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 14 Июля 2020

Музей шахтеров и звездного неба

Музей шахтеров  и звездного неба
22 Июл 2016 09:00 / Культура
 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Сергей КИРЕЕВ
и из архивов музея

Кладбище древних животных
Так получилось, что краеведческий музей в Донском –старше самого города, который получил этот статус в 1939 году. Музей же заработал четырьмя годами раньше – в одноименном поселке.
Тогда экспозиция целиком посвящалась Подмосковному угольному бассейну, и в музее было все то же, что и за его стенами, – шахтерский быт. Фигуру обутого в лапти горняка, в три погибели согнувшегося в шахте, сделала из папье-маше имевшаяся тогда в штате учреждения творческая группа. Проклеенная бумага – один из самых крепких материалов, и за почти 80 лет с ней ничего не случилось. Шахтер так и сидит у музейной стены – в натуральную величину, между прочим.
Среди других «подземных» артефактов, выставленных здесь, – две настоящие вагонетки: одна еще довольно свежая, а другую время не пощадило.
Во время попытки добывать уголь открытым способом, причем не рыть, а размывать земляной пласт струей воды под высоким давлением, в Донском обнаружили настоящее кладбище древних животных, живших 200 тысяч лет тому назад. (Сейчас на том месте зона отдыха «Голубая вода».) Так экспозиция пополнилась фрагментами скелетов мамонтов и первобытного бизона.
В военные годы музей не отступил от традиции «показывать реальность». Посвященная Великой Отечественной выставка здесь открылась в 1942 году. Музейщики просто отправлялись в близлежащие поля, где шли бои, и собирали там свой «урожай» страшных экспонатов: разорвавшиеся снаряды, гильзы, коробку от пулеметной ленты. Удивительно, но военное положение не переиначило жизнь горожан настолько, чтобы они отказали себе в удовольствии посетить экспозицию.
Вплоть до перестроечного времени музей располагался в здании Спасской церкви. Ее купола долгие годы выполняли совершенно особую роль: оказалось, под их сводами можно разместить планетарий.

Механик Вселенной
Он появился в Донском в 1940 году, и сейчас в музее за стеклянной витриной хранится афиша, чем-то напоминающая цирковую. Ярко-красная надпись сообщает: «Открыт второй в СССР планетарий. На сеансах демонстрируется: звездное небо, солнце, фазы луны, движение планет, комет, протуберанцы, падающие звезды, полярное сияние, рассвет, восход солнца, облака и другое. Сеансы-лекции на различные антирелигиозные и астрономические темы». Рядом лежит все, что осталось от механизма, – пара линз в потемневшей оправе.
– Над планетарием работал буквально весь город. Это было что-то вроде субботников, только люди не улицы мести ходили, – поясняет заместитель директора музейного комплекса «Боб­рики» по научной работе Ольга Мазурук. – Доподлинно известно: сложную систему собрали буквально из того, что попадалось под руку. Брали жесть от консервных банок, прокалывали дырочки, и свет потом, проходя сквозь них, «рисовал» созвездия. Дорогостоящую оптическую аппаратуру заменили стеклами обыкновенного проекционного фонаря. Детали изготавливали на заводах Донского. Автором проекта был сотрудник музея Михаил Чисто­звонов. Он не имел профильного образования – просто энтузиаст и ученый-самоучка, который интересовался астрономией и загорелся идеей изготовления собственного планетария. Однако же желание – это одно, но, как известно, без помощи ничего не делается. Чистозвонову повезло – его поддержали на самом высоком уровне…
Решающую роль в деле сыграло работавшее в городе отделение Союза воинствующих безбожников, предложившее обустроить планетарий в храме. Во времена богоборческой кампании идея в буквальном смысле заместить веру наукой пришлась как нельзя кстати, и обратить внимание местных партийных органов на полезную атеистическую инициативу не составило труда.
Годом позже планетарий был придирчиво осмотрен и одобрен комиссией из Москвы. Составленный тогда документ получил довольно забавное название – «Акт приемки звездного неба». За полтора месяца со дня открытия планетарий посетили примерно семь тысяч человек. О событии писали все районные и центральные газеты, в том числа «Правда». В публикациях Чистозвонова называли «механиком Вселенной» или «прорабом звездного неба», а власти отметили конструктора премиями, грамотами. Собранная «из того, что было» система пережила войну и исправно работала еще десять лет.
– Судьба самого изобретателя трагична, – рассказывает Ольга Мазурук. – В войну, в отличие от многих других горожан, он не уехал в эвакуацию из оккупированного Донского. Будучи сотрудником угольного треста, единственным в городе техником, Чистозвонов попал в руки немцев, которые заставили его отремонтировать водопровод. Уже в 1942 году по наводке кого-то из местных он был задержан и вскоре  расстрелян. После его, конечно, реабилитовали…
«Небо» в коробках
В 1955 году музейщики купили новый, более современный аппарат взамен чистозвоновского, а спустя 20 лет – еще один. В 1991 году Спасскую церковь, как и многие другие в России, вернули верующим, и краеведческий музей перебрался в здания по соседству. Это бывший детсад (а еще раньше ­– жилое здание) и два дома-близнеца, принадлежавшие некогда верхушке угольного треста и построенные в 30-х годах, но не выглядящие типичными ни для того временного периода, ни для какого-либо еще.
С момента переселения в новые «квартиры» разобранный планетарий лежит в коробках. Если свод церкви идеально подходил для проекции звездного неба, то нынешнее здание музея для этого совсем не годится.
– Возможно, система, что хранится у нас, морально устарела. Но она есть, она рабочая, и все мы не оставляем надежды, что однажды будет построено новое здание планетария, – вздыхает Мазурук.

Читайте также

Высоцковед из Чекалина
13 Июн 2020 16:04 / Культура
Писателя-журналиста Николая Андреева мы застали в городе Чекалине Суворовского района не в гамаке или садовом кресле-качалке, а, конечно же, за работой. Но – не за ноутбуком, печатной машинкой или на худой конец с «лейкой» и блокнотом», как могут подумать некоторые. Литератор перед приездом репортерской группы «ТИ» трудился над очередным своим шедевром – строил большущий дом на сваях и с окнами размером с человеческий рост! Потому встретил нас Николай Алексеевич в галошах, перчатках, куртке, слегка испачканной побелкой или гипсом, но при этом – с охапкой своих книг: тут вам и «Жизнь Сахарова», и «Жизнь Горбачева», и «Тайна перевала Дятлова», и «Жизнь Высоцкого». Вот последняя нас интересовала, пожалуй, больше остальных. Мы-то ведь знаем туляка Владимира Щербакова, десятилетиями исследующего песни Высоцкого и фильмы с его участием, а вот о чем в свою очередь поведал миру Николай Андреев? И, забегая вперед, добавим: наш собеседник сказал в «Жизни Высоцкого», оказывается, не все, что хотел, – потому как планирует уже большую энциклопедию о знаменитом барде. Читать »
От «колобка» до горшка
04 Июн 2020 14:23 / Культура
Задачка для дилетантов: из какой глины получается посуда темного цвета, а из какой – светлого? Можете не гуглить: исходный материал один и тот же – просто технология изготовления разная. Например, есть черная керамика – да вы и сами видели кружки-плошки с металлическим отливом. По словам умельцев, такой специфический цвет изделия приобретают благодаря чернолощению: цвет от темно-коричневого до черного с серебристым отливом придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью обжига. Да, да, именно железо! А потом додумались до глазури. Гончарное производство существует и в наши дни. Это бизнес или занятие для души? За ответом мы отправились в суворовскую деревню Желтиково. Читать »
Ковать - это по-тульски
25 Май 2020 21:22 / Культура
Наковальни, молотки, чеканы – все эти инструменты скоро смогут попробовать в деле посетители уникального культурного пространства «Тульский секрет». Оно будет посвящено холодной обработке металла и появится в областном центре благодаря президентскому гранту. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter