Культура

15:42, 16 августа 2019

Музыка в «важнейшем из искусств»

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

23 августа в канун Ночи кино в концертном зале Тульской областной филармонии пройдут два концерта, посвященных музыке в кинематографе.

Ее стили и жанры разнообразны: от симфонического до фольклора. Есть произведения, которые гораздо сложнее, глубже и популярнее фильмов, к которым они были написаны, – вспомним хотя бы французскую ленту «Шербурские зонтики».
Известно, что готовятся два разных концерта – их в этот день называют сеансами, – между ними большой антракт, во время которого покажут короткометражные фильмы из программы фестиваля «Шорты», будет организована фотозона, воссоздан антураж кинотеатра.
– Существует подлинный феномен искусства ХХ–XXI веков – музыка кино. Но если просто собрать мелодии экрана в один концерт, он получится, скорее всего, неинтересным. Поэтому при подготовке я стараюсь расширять эту тему, – рассказал заместитель директора филармонии Алексей Симоновский. – Музыка изначально присутствовала в «важнейшем из искусств» – пусть и в виде фона. В захудалых синематографах долбили по клавишам таперы, в более солидных играли оркестры. Уже тогда были попытки создания партитур для немых фильмов – фактически звучала живая музыкальная дорожка. Но и одиночные исполнители, и коллективы импровизировали: то замедляли, то ускоряли темп – в зависимости от развития сюжета. Была даже попытка синхронизировать патефонные пластинки с действием на экране, но она провалилась – слишком сложно.
Известно, что Чарльз Чап­лин сам писал музыку для своих картин, потом этот почин подхватили другие композиторы, а сегодня существует жанр современной киномузыки – саундтрек… Есть музыка, специально написанная к фильмам, а есть и та, что просто используется создателями лент. К примеру, в картине Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» нет ни одного специально написанного для нее опуса. А мелодии из «Списка Шиндлера» давно стали самостоятельными произведениями – это подлинные шедевры камерной музыки ХХ века.
Если говорить об оте­чест­венном кинематографе, то произведения Исаака Шварца достойны исполнения лучшими симфоническими коллективами: вспомним «Мелодии белой ночи», «Золотую мину», «Звезду пленительного счастья».
Во время первого сеанса зрители смогут услышать Тульский филармонический симфонический оркестр. Он исполнит и «Полет валькирий» Вагнера, который использовался во многих картинах, и «Венгерскую рапсодию № 2» Листа, которая звучит в 50 (!) фильмах – начиная с того же Чаплина и до наших дней. Не будем также забывать про экранизированные мюзиклы и оперетты, чьей отправной точкой послужила музыка. А на втором сеансе публику ждет встреча с джазовыми композициями.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Царь леса

16 августа, 15:41

Тульская всечка, плиз!

16 августа, 15:38

Портал в первый век

16 августа, 15:30

На эту же тему