Культура

13:42, 23 октября 2012

На острие карандаша

В Музее Порфирия Крылова открылась выставка, посвященная творчеству Кукрыниксов – союзу, без которого невозможно представить себе творчество знаменитого тульского художника.
Самые первые совместные работы Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, размещенные на стендах,  – это карикатуры на темы из литературной жизни. В начале 30-х годов прошлого века они выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей и известных деятелей культуры. На выставке показаны дружеские зарисовки на Юрия Либединского, Всеволода Мейерхольда, Игоря Ильинского в роли Пьера Скрипкина в спектакле «Клоп» по пьесе Маяковского.
Интересны их иллюстрации к произведениям Ильфа и Петрова. Наверное, актеры и постановщики фильмов «Двенадцать стульев» ориентировались именно на персонажей, вышедших из-под карандаша трех художников. Так, Остап Бендер здесь похож решительно на всех исполнителей этой роли, как и Киса Воробьянинов, и Эллочка-людоедка.
А потом в жизни творческого трио произошло грандиозное событие: они познакомились с Максимом Горьким, который высоко оценил их труд, но посоветовал шире охватывать жизнь. С этого времени Кукрыниксы выработали новый тип сатиры, отмеченной острой злобо­дневностью.
Отдельная тема экспозиции – карикатуры, направленные на разоблачение фашизма. Здесь представлены работы, отражающие важнейшие этапы Великой Отечественной, в том числе самая первая – красно-черное полотно «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», появившееся на свет 22 июня 1941 года, и броские, выразительные плакаты для «Окон ТАСС». Тогда началось сотрудничество художников с Самуилом Маршаком, который делал к их творениям остроумные подписи. Представителям старшего поколения они знакомы, поскольку  публиковались в 60-е, 70-е годы в журналах «Огонек» и «Крокодил».
На выставке прослеживается судьба творческого союза и каждого художника в отдельности, представлены и лирические работы: иллюстрации к произведениям «Дама с собачкой» Чехова и «Хождение по мукам» Толстого. Благодаря мягким тональным переходам черной акварели создается ощущение достоверности совершающихся событий.
Каждый из них работал и индивидуально, создавая талантливые пейзажи, портреты, рисунки, в чем можно убедиться, посетив экспозицию, но в историю искусства ХХ века вошел именно этот уникальный творческий союз.
«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой заботой и бережностью», – писали мастера сатиры. И добавляли: «То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности…»
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Запечатленная память

16 октября, 20:16

Языком живописи

11 октября, 19:31

Союз талантов Тулы

11 октября, 19:28

На эту же тему