Культура

09:00, 05 декабря 2014

Ненапрасные слова

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Выступление поэтессы Ларисы Рубальской перед публикой – всегда задушевный разговор. Она – автор стихов ко многим песням, входящим в репертуар таких известных исполнителей, как Александр Малинин, Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Лариса Долина.
Слушатели воспринимают ее творчество как откровение и готовы быть искренними в ответ. В Туле на концерте в ДКЖ зрители смеялись и грустили вместе с Ларисой Алексеевной, несли ей на сцену цветы и тульские пряники.

Родом из детства
– Вот ради них я и приехала, – шутя сказала Рубальская, принимая сладкие презенты. – Из вашего города отправлюсь в Кострому, там, говорят, сыр вкусный выпускают. А недавно из Иванова привезла во-от такую сумку со знаменитыми ситцами, прямо как «челнок» в прошлые времена. Ну и, конечно, уже все раздарила подругам. У меня их немного. Впрочем, настоящих друзей всегда мало, и в основном это люди из детства, те, с кем встречаешься и сразу начинаешь откровенничать, как и десятилетия назад, доверяешь, не боясь предательства. А знакомых у меня множество – в разных городах России. Причем очень часто меня даже незнакомые называют «Рубала» – по детскому дворовому прозвищу, о котором я пишу в стихотворении, рассказываю со сцены. Так и говорят: «Привет, Рубала, я вот что хочу рассказать…» Я к этому привыкла, откликаюсь. В молодости был курьезный случай, когда приятельница-актриса пообещала мне оставить в кассе своего театра контрамарку на спектакль с ее участием. Прихожу, спрашиваю кассиршу: «Для Рубальской пропуск есть?» – «Нет». Огорченная, направляюсь к метро, по пути кое-что соображаю, возвращаюсь: «А для Рубалы есть приглашение?» – «Да, возьмите…» Тогда меня еще не знали в лицо, ведь после окончания педагогического я была простым библиотекарем: в школе отношения не заладились, как ни странно, с учителями, старшими коллегами. Они считали, что я не умею правильно обращаться с учениками. Но я просто люблю детей, общение с ними было в радость, а менторство – не мой стиль… Потом я еще успела поработать во многих местах, так что в трудовой книжке была куча записей.
Наверное, поэтому у меня много стихотворений-вос­по­ми­на­ний: о детстве, о школе, о нашем дворе, где были свои лидеры, свои красавицы, кипели страсти. Двор для нас с братом был словно вторым домом. Думаю, многим людям старшего поколения это знакомо, а вот сегодняшние подростки все чаще общаются в Интернете. Но если на мои концерты приходит и молодежь – значит, им интересны стихи, нравятся песни.

Между Россией и Японией
Я многим в жизни обязана своим родителям, и главную роль в выборе профессии сыграла моя мама. Как-то я прочла в газете объявление о том, что на курсы японского языка приглашаются все желающие. Хорошо помню, что мама сказала: «Лариса, пойди обязательно, у тебя хорошая слуховая память, ты все легко запоминаешь…» Я послушалась, на занятия ходила с удовольствием, мне нравилась мелодика речи, такое романтичное название – Страна восходящего солнца. И я поначалу выучила разговорный японский язык на слух, хотя читать и писать на нем не могла. Но в роли переводчика работала довольно много – на спортивных соревнованиях, была гидом в одной японской танцевальной группе, которая гастролировала по СССР. Постепенно освоила и грамматику, а долгая практика помогла найти работу в бюро японской телекомпании в Москве, а позже – в газете «Асахи». Причем я не просто общалась с представителями этой страны, но читала произведения японских авторов, смотрела фильмы и постепенно менялась сама: характер стал спокойнее, я уже иначе реагировала на разные ситуации.
…Стихи люди начинают писать в нежном юношеском возрасте, я – не исключение, но по-настоящему все началось лет в тридцать. И долгое время у меня параллельно шли работа в фирме и рифмы. Неизвестно, что бы из этого вышло, если бы не мой покойный муж, который показал композитору Владимиру Мигуле написанное мной стихотворение «Воспоминание». Потом эту песню исполнила Валентина Толкунова, и началось. Разумеется, у всех авторов есть своя визитная карточка, у меня – это «Напрасные слова» на музыку Давида Тухманова. А Александр Малинин так проникновенно спел – думаю, никто лучше не смог бы…

Как рождаются стихи
Меня часто спрашивают: как рождается стихотворение? И я никогда не знаю, как поточнее ответить. Поводом может стать все что угодно: встреча с человеком, кем-то рассказанная история, вдруг пришедшее воспоминание. К примеру, мы с подругой пару лет назад поехали в Японию. Осмотрели много достопримечательностей, зашли в один из храмов, где увидели очередь, разумеется, встали в конец. Там было нечто вроде толстого дерева со сквозным дуплом, к которому все и устремлялись. Я стала расспрашивать, а зачем, собственно, мы стоим, и узнала, что надо пролезть сквозь это дупло, чтобы обрести счастье. Все вроде замечательно, но подруга заметила: «Ларис, ну куда ты полезешь с твоей комплекцией? Ведь застрянешь…» И я вышла из очереди, но стихотворение о счастье написала.
Или начинают спрашивать, как я буду праздновать очередной юбилей, который случится в сентябре следующего года. Не знаю, да и задумываться не хочу, но в голове уже складываются строчки: «Кто придумал эти чертовы цифры? Годы лучшие мои пронеслись. Вверх взлетела я в стремительном лифте, а теперь шагаю медленно вниз…»
Очень люблю общаться с людьми на таких вот встречах, часто женщины подходят после и рассказывают свои истории – простодушно, ничего не скрывая, делятся. Вот так и рождались стихотворения, а после песни – «Странная женщина», «Удивительная женщина», которые исполнили Михаил Муромов, Лев Лещенко.

Идея по­добных встреч появилась после того, как стали приходить письма на мое имя. Тогда я поехала по разным городам, чтобы лично увидеть тех, кто хочет поговорить. Поначалу смущалась, выходя на сцену. Опытные люди научили меня, как разговаривать с публикой, смотреть в глаза. Один раз казус был: читаю я стихотворение очередное и все смотрю на приятную женщину в первом ряду. А она вдруг встает с места и – уходит. Я вслед: «Простите, если чем-то обидела…» А в ответ: «Думать надо!» И тут до меня дошло: я же читала «Кикимору болотную».
Езжу много – по всему постсоветскому пространству, бываю в Израиле. Не знаю, можно ли назвать это работой, но и праздностью назвать нельзя, это уж точно. Да я и не люблю бездельничать, считаю, что многого добилась в жизни именно благодаря труду, настойчивости.
Но для друзей по-прежнему остаюсь Рубалой. Вот недавно поздравляла с днем рождения Геннадия Хазанова и написала в смс-сообщении: «Всех благ! Рубала».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий