Культура

09:00, 10 апреля 2015

Оборона в лиловых тонах

 Марина ПАНФИЛОВА
 Федор МАСТЕПАНОВ

Открывшаяся в Выставочном зале на Красноармейском проспекте экспозиция «Этот день мы приближали как могли» подготовлена силами Тульского художественного музея, коллекция которого формировалась в течение многих десятилетий.


Представленные здесь картины – как документальная хроника, как суровая летопись, рассказывающая о тех страшных днях.
– Для нас очень важно было показать работы, созданные во время Великой Отечественной войны, – рассказала директор музея Марина Кузина. – Они написаны художниками, которые творили не только в тылу, но отправлялись в сложные командировки на фронт и работали буквально на передовой. А еще ездили по разрушенным городам, как, к примеру, Аркадий Пластов, полотно которого «Немцы пришли», созданное в июле 1941-го, мы разместили в начале экспозиции. И никто из посетителей равнодушно не прошел мимо: люди словно чувствуют боль и ужас, что перенесены автором на полотно…
На этой картине – поле радостно-желтых подсолнухов, в которых прячутся люди – старики, женщина с двумя заплаканными малышами. Мирная жизнь рухнула, вплотную подступила смерть, черный дым стелется по ярко-синему небу, и темные сполохи словно перечеркивают все.
Два полотна Ефима Семкина «Слезный день» и «Помяни» словно соединяют в себе все ужасы и всю боль, которые несет с собой война. И дальше – от картины к картине этот кошмар нагнетается: сгоревшие дома, остовы печей, убитые горем люди оплакивают погибших…
В другом зале – работы, созданные в послевоенное время тульскими художниками, но в них ощущается тот же накал, каждая картина – словно набат.
Трогает душу диптих Валентина Стриженко «Солдат» и «Мать»: запечатленные в полный рост, они словно символизируют фронт и тыл, их неразрывную связь.
Работа Алексея Матвеева «По дорогам войны», где чумазый мальчонка, сидя рядом с солдатом, ест из его котелка, напоминает рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека».
На картине Эммы Шурлаповой и Ивана Путятина «Тревога» – семья пережидает страшные минуты: тьма за заклеенным крест-накрест окном вот-вот взорвется, и все приготовились бежать в бомбоубежище. И – небольшая деталь, на которой задерживается взгляд: мальчишка держит клетку с канарейкой.
Несколько живописцев запечатлели наш древний кремль. На картине Бориса Вагина «Дни и ночи обороны Тулы», где все предстает в страшном лиловом свете, за крепостными стенами расположились зенитки. В работе этого же автора «Тула. 1941 год», созданной к 35-летию Великой Победы, о кошмаре того времени также говорят цвета: стелющийся повсюду черный дым, темнеющие купола – все мрачное, неживое. Даже не верится, что это – тоже наша Тула, такой контраст с днем сегодняшним.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий