Культура

11:08, 07 марта 2013

От полюса к полюсу

Исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка – полярного исследователя,
Героя Советского Союза Евгения Ивановича Толстикова (1913–1988)

«Толстиков, который представлялся мне на основании того, что я читал о нем и слышал от спутников, седым человеком почтенного возраста и с могучим басом, оказался молодым мужчиной атлетического сложения, говорившим довольно тихим, душевным голосом и умевшим бросить вскользь теплую шутку», – писал в «Антарктическом дневнике» эстонский полярник Юхан Смуул. Их встреча произошла в конце 1957 года. Евгению Ивановичу было тогда почти 45 лет. Моложавость свою он, как многие полярники, с улыбкой объяснял воздействием низких температур: на холоде, дескать, все сохраняется лучше…

Чего-чего, а мороза Толстиков изведал сполна начиная с первых же послевузовских лет. Выпускник тульской средней школы № 13, бывший рабочий оружейного завода, где овладел специальностями слесаря-моториста и токаря, после окончания Московского гидрометеорологического института в 1937 году поехал работать синоптиком на мыс Шмидта – полярную станцию на Чукотке. «При защите диплома меня рекомендовали в аспирантуру, – делился он позже. – Я мог бы остаться в Москве, но меня влекла жажда путешествий, работа в трудных условиях, новые места, Арктика». Вместе с женой, тоже синоптиком, он провел там семь лет.
Метеорологическую информацию, которую снимали с приборов и зондов несколько раз в день, а порой и ежечасно, передавали со станции за шесть километров радистам авиабазы на мысе Шмидта. Ветеран метеослужбы Михаил Вяхирев вспоминал, что телефонный провод, составленный из множества кусков, часто выходил из строя в самый неподходящий момент. Ремонтом всегда занимался Толстиков – в любую погоду «он отправлялся на линию с полевым телефоном за спиной», а при особо сложных погодных ситуациях супруги Толстиковы наведывались к радистам, чтобы мгновенными советами помогать находящимся в воздухе летчикам. Во время войны Евгений Иванович «обеспечивал погоду» авиамосту Аляска – Красноярск и судам, следующим Северным морским путем.
Жизнь и работа на мысе Шмидта была изнурительно трудной, но все-таки не такой опасной, как на станции «Северный полюс-4» («СП-4»). В 1954 году Толстиков, тогда уже один из руководителей Главсевморпути, возглавил самую ответственную первую смену полярников на придирчиво выбранной им дрейфующей льдине. Начав свой путь севернее острова Врангеля, она прошла за год более 2600 километров, неся на себе полевой городок с полным набором техники и оборудования, и затем послужила еще двум годичным сменам зимовщиков. Льдина несколько раз подвергалась разломам и сжатиям, значительно уменьшилась в размерах, но лагерь благодаря продуманному выбору места для него остался неповрежденным. «Меньше чем через месяц после высадки у нас были кают-компания, камбуз, баня, мастерские, склады для груза; имелись и резервные палатки. Мы подготовили аварийные запасы продовольствия, приборы и снаряжение на случай внезапного разлома льдины и вынужденной перебазировки. Работы было очень много, спали по 3–4 часа в сутки», – рассказывал Толстиков.
Во время дрейфа бывало всякое. То медведи наведывались к зимовщикам. То на временных базах, выдвинутых за 100–150 километров от основной, начинались подвижки и разломы льда, сопровождавшиеся «самыми разнообразными по силе и характеру звуками: жужжание роя пчел сменялось громом артиллерийского залпа; временами звуки напоминали шум движущегося поезда или гул летящего самолета». То пешие походы по льдам завершались срочной вертолетной эвакуацией, когда трещины подбирались к самым ногам. Но, несмотря ни на что, полярники выполнили огромный объем исследований, значительно пополнив багаж знаний об Арктике. Немалое значение имел и политический эффект ледового дрейфа – весь мир восхищался отвагой и мужеством советских людей. Особый резонанс вызвал концерт, который дала в красном уголке станции бригада Центрального дома работников искусств – конферансье Борис Брунов, артистка Рина Зеленая, композитор Леонид Черный и арфистка Вера Дулова. В далеком Заполярье на затерянной в океане льдине звучала арфа – это, конечно, впечатляло. Как, впрочем, и то, что в основанном Толстиковым ледовом городке начало работать самое высокоширотное в мире почтовое отделение. Конверты и марки со штемпелями «СП-4» стали настоящим сокровищем для коллекционеров.
За мужество и отвагу, проявленные при работе на дрейфующей станции, Евгению Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. А вскоре последовало новое назначение – руководителем 3-й советской антарктической экспедиции. С Северного полюса Толстиков перебрался на Южный, где еще холоднее, чем в Арктике. В августе 1958 года здесь были зафиксированы самые низкие температуры, когда-либо наблюдавшиеся на Земле: на станции Комсомольская – минус 81, на станции Восток – минус 87,4 градуса. С наступлением весны предприняли уникальный санно-тракторный переход к полюсу недоступности, двухнедельный маршрут которого от основанной Толстиковым станции Советской к сердцу Антарктиды превысил 2 тысячи километров – и это при сильных морозах, в условиях разреженного воздуха больших высот до 4000 метров над уровнем океана. Зато и открытий удалось сделать немало. В частности, были прозондированы мощности ледового покрова и рельеф его ложа, а главное – обнаружен подледный горный массив.
Через несколько месяцев Евгений Иванович побывал и на самом Южном полюсе – правда, самолетом, в ходе первого в истории оте­чественной авиации трансконтинентального перелета от станции Мирный через всю Антарктиду на американскую научную станцию Мак-Мердо. «Под занавес» 3-й советской антарктической экспедиции полярники выполнили рискованную операцию по спасению бельгийских коллег со станции Бодуэн.
Евгений Иванович сам постоянно шел навстречу опасностям и умел ценить эту расчетливую смелость в других, отмечает путешественник-экстремал Евгений Федоровский. Он обратился к Толстикову, задумав поход по Северному Ледовитому океану на легоньком катерке, и заместитель руководителя Гидрометслужбы СССР «без всяких проволочек дал нам добро и под письмом к начальникам полярных станций с просьбой «оказать содействие» твердой рукой поставил свою подпись».
Доктор наук, лауреат Государственной премии за двухтомный «Атлас Антарктиды», удостоенный ряда высоких орденов, Толстиков многое сделал для освоения полярных районов планеты, увенчав эту работу достойным финишем. В 67 лет он возглавил воздушную экспедицию на самолете Ил-18, целью которой было выяснить возможность создания воздушного моста СССР – Антарктида и посадки тяжелых самолетов на снежно-ледовые аэродромы. Экспедиция не только положительно ответила на эти вопросы, но и провела по пути ряд важных научных наблюдений.
«Я дважды побывал над Полюсом относительной недоступности и Южным географическим полюсом, – писал Евгений Иванович. – Ходил ногами по обоим полюсам. А раз такое возможно, значит, шестой континент основательно изучен и освоен».
 Валерий РУДЕНКО
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Елена
08 октября 2017
Хотя бы табличку на доме, где он родился и вырос бы повесили. Дом цел, стоит себе на Тургеневской.

Ранее на тему

Хорошая жизнь

04 марта, 21:08

Магия танца

01 марта, 10:14

На эту же тему