Культура

09:46, 13 марта 2024

От творчества к креативу

От творчества к креативу

Ирина Мельханова
Фото из архива ОЦРК Тульской области


Объединение центров развития культуры Тульской области вполне могло бы именоваться в духе времени креативным пространством или инновационным кластером.

Объединяющее ремесленный двор «Добродей», творческое пространство «Девятка», арт-пространства «РемесЛофт» и «ДК», ретрокинотеатр «Майский», кустарный анитимузей, подразделения центров народного творчества, развития кино, проектной деятельности, медиацентра, а также творческие студии единственной в регионе Школы креативных индустрий – ОЦРК сегодня средоточие интерактива, новейших технологий и технических решений, точка притяжения молодежи.

Между тем, это объединение – прямой наследник тульского Дома народного творчества, в марте этого года отмечает 80-летний юбилей. Возраст солидный, метаморфозы грандиозные.

Как пройти путь от самодеятельного хора и рукоделья до интерактивных цифровых технологий и дополненной реальности, не утратив при этом привязки к традициям и ремеслу, рассказывает гость номера – директор Объединения центров развития культуры Тульской области Елена Арбекова.

004.jpg 

- История тульского Дома народного творчества началась в 1944-ом. До окончания Великой Отечественной войны еще больше года. Зачем в такое время народу – дом творчества?

- Дома народного творчества в это время создавались по всей стране, они были незаменимы для объединения людей.

Именно тогда создавались коллективы, которые ездили на передовую, выступали в госпиталях. В тот период даже организовывали смотры художественной самодеятельности.

Песня, творчество были необходимы людям, ковавшим Победу в тылу. Это поднимало боевой дух всей страны.

 

- За 80 лет поменялась не только страна. Менталитет и культурные запросы россиян теперь совсем иные. Где в контексте современности – ваша ниша, кем востребовано то, что вы делаете?

- Наша ниша на протяжении этих 80 лет постоянна. В новом веке, на новом витке истории мы возвращаемся к востребованности «корневой системы» - и самодеятельность возвращается, и традиционная народная культура пользуется огромной популярностью.

Конечно, сегодня она предстает не в том виде, в каком более полувека назад мы получили ее от своих предков. Народная культура и творчество актуализируются. Появляются новые формы восприятия, продвижения и популяризации. Это – закон времени.

005.jpg 

- А осталось ли что-то неизменным? Что общего у Дома народного творчества середины прошлого века и ОЦРК Тульской области, ставшего его правопреемником?

- Народное творчество было и будет всегда. Потому, что это – искусство души.

Люди в свое свободное время должны самореализовываться. Очень многие талантливые артисты, звезды современной эстрады пришли когда-то именно из самодеятельности, студий, работающих при школах искусств, кружков в ДК… И будут приходить.

Творчество – это важная потребность человека. Желание реализоваться в этом направлении – не насажденное, не привнесенное, оно вне моды и вне времени.

 

- Традиции в высокотехнологичной оправе – это неизбежная уступка ушлому современному зрителю или справедливое требование времени?

- Традиции, сами по себе, выглядят так же, как и века назад. Но подача их в новейшее время должна быть новейшей.

Мы не идем на поводу пресыщенного зрителя, не превращаем то, чем занимаемся, в шоу. В основе все равно лежат традиционные ценности, но разговор о традиции мы ведем уже совершенно по-другому, задействуя новые информационные технологии, цифровые возможности. Иначе мы стали бы кружком, объединяющим ничтожно малое число людей.

Мы не стремились создать креативное пространство. Конечно, хорошо было бы поселить народную культуру в аутентичном доме и подворье. Но такой возможности не было, и, исходя из реалий жизни, мы дали традиционной культуре современную прописку.

И в то же время, мы храним неизменными технологии ремесел, народные песни, праздники, обряды. Современное обрамление всего этого не отменяет, но привлекает гораздо больше глаз, рук и сердец.

003.jpg 

- Сегодня один из государственных приоритетов – сохранение культурного кода нации. В Тульской области за этим – к вам?

- Хранителями культурного кода наравне с нами являются и библиотеки, и музеи региона, страны. Но, если они отвечают за материальную культуру, то мы храним нематериальное наследие: фольклор, сказания, напевы, ремесленные технологии, национальные праздники, традиционные рецепты, народные поверья...

Культурный код, в первую очередь, опирается на самоидентификацию. Кто мы, чем интересны, чем прекрасны, что отличает нас и только нас?

Как об этом узнать современной молодежи, и как сделать эту информацию важной и интересной для юного поколения?

Конечно, поддержание традиции идет, в первую очередь, из семьи. Но если родители не поют народных песен, бабушка не учит вышивать, дедушка не рассказывает побасенок, не сыплет поговорками – откуда ребенку вынести связь с культурой, обычаями и традициями своего народа, своего края, своих предков?

Но, в то же время, у него остается возможность узнать о своих корнях за пределами дома. И в век современных технологий разговор об этом должен быть вкусным, интересным и при этом – не превращающим традицию, ремесло, фольклор в «развесистую клюкву».  

 

- Вы храните, в том числе, тульские ремесленные традиции. Значит ли это, что к вам можно прийти и научиться ремеслу?

- Конечно. Несколько лет назад на базе ОЦРК открылась Школа креативных индустрий, и по поручению губернатора Алексея Дюмина в ней создано ремесленное отделение.

Дети при помощи современных инструментов и на основе знания традиционных ремесел Тульской губернии, создают новые продукты и проекты на стыке индустрий.

Например, студия дизайна недавно создала модную коллекцию текстиля в стилистике и цветах филимоновской игрушки. Современно и в то же время модно. А какие необыкновенные воротники, декоративные детали и аксессуары делаются на основе традиционного белевского кружева! У наших студийцев уже интересуются, будет ли серийное производство?  

001.jpg 

- Тульские ремесла известны широко, а в чем особенность традиционной культуры Тульского края?

- Есть очень характерные особенности в фольклоре. Хранители традиций, фольклорные коллективы, среди которых в первую очередь надо назвать фольклорный ансамбль «Дежа», собирают, расшифровывают, изучают и несут сквозь время уникальные напевы, характерные для Тульской области. Есть даже признанный специалистами термин «тульское пение».

А еще у нашего региона неповторимый народный костюм, причем свои акценты в него вносили практически в каждом населенном пункте губернии.   

 

- Каким вы видите тульский Дом народного творчества еще через 80 лет? И что – в ближайших планах Объединения центров развития культуры?

- Мечта всего коллектива – большой фестивальный центр. Нам не хватает мест для зрительской аудитории. Будущее Дома народного творчества я вижу именно на таких площадях, где есть и выставочные пространства, и концертный зал. Уже сейчас мы готовы делать большие концерты. Мощный, красивый фестивальный центр позволил бы спродюсировать самодеятельные коллективы Тульской области, уровень которых сегодня уже достаточно высок.

006.JPG 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий