Культура

14:23, 09 августа 2019

Правда и вымысел

48 фотографий, сделанных в начале ХХ века, представлены в камерной экспозиции, открывшейся в Выставочном зале на Красноармейском проспекте: портреты, пейзажи. Впечатление дополняют и старинные фотокамеры – с непривычными для современного глаза объективами-«гармошками».

Марина ПАНФИЛОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Основную часть экспонатов предоставил Серпуховский историко-художественный музей. В этом городе родился, жил и творил выдающийся мастер живописной фотографии Николай Андреев, прославившийся в России и за рубежом, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные им на международных выставках и конкурсах в Европе и Америке.
Как свидетельствуют документы, представленные в экспозиции, русский фотограф был одним из лидеров своего дела в то время: только за 1928 год он получил восемь международных наград – от дипломов до золотых и серебряных медалей.
– Счастье, что родственники сохранили наследие этого выдающегося мастера, а затем передали их в дар музею, – отметила заведующая Тульским музеем изобразительных искусств Марина Кузина. – Направление, в котором он творил – а иного слова и не подберешь! – можно назвать фотоимпрессионизмом. Недаром и в наши дни, когда цветные снимки делаются не поштучно, а сотнями, даже тысячами, черно-белые фото все равно воспринимаются по-особенному. А в начале ХХ столетия камера считалась чудом техники, и созданию каждого кадра предшествовала кропотливая предварительная работа. Николай Андреев поднялся на высокий уровень, его стиль отличался лирическим психологизмом, глубоким философским осмыслением простых, на первый взгляд, объектов съемки. Все его творчество абсолютно оригинально, а почерк – легко узнаваем…
Экспозиция разместилась в небольшом зале: входя сюда, посетители словно перемещаются в прошлый век, когда были иные скорости и люди не торопились, могли позволить себе любоваться закатами и рассветами, следить за сменой времен года, не спеша беседовать.
Пейзажи средней полосы России, сценки из крестьянской жизни, художественные портреты созданы человеком, любившим жизнь, умевшим ценить каждое мгновение. В сущности снимки Николая Андреева – это рассказ о времени, в котором он жил: рубеж веков, смена эпох, революция, Первая и Вторая мировые войны. Удивительно, как смогли уцелеть эти фото, где запечатлены незамысловатые сюжеты, бытовые сценки. Особенно впечатляют зимние пейзажи. «В метель» – темные силуэты возницы в санях и понурой лошади кажутся призраками в снежной пелене. «Иней» – ажурные березовые ветви застыли в морозном воздухе. «Деревенская улочка» – домишки уходят вдаль, и отчего-то сжимается сердце, когда представляешь, как трудно жилось их обитателям.
На открытии экспозиции присутствовала старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Наталья Дурындина, которая рассказала о жизни своего земляка. А затем процитировала выдержку из статьи в журнале «Вестник фотографии» за 1928 год, где задавался вопрос: «В чем же особенности яркого дарования Андреева?»
И тут же был приведен ответ: «Главным образом в том, что в каждом его снимке, в каждой творческой идее на первом плане виден художник, остро и тонко чувствующий и переживающий, но при этом сохраняющий чувство меры и уравновешивающий два неизбежных во всяком творчестве элемента – правду и вымысел…»
Наталья Валентиновна рассказала, что шедевры Николая Андреева хранятся и в Третьяковской галерее.
Экспозиция в тульском Выставочном зале пользуется успехом у посетителей, которые подолгу вглядываются в каждый снимок. А затем с интересом рассматривают технику того времени из коллекции Андрея Крупского, где показаны «прадедушки» современной аппаратуры.
– Эта выставка – своеобразный синтез технических средств и шедевров, сделанных при их помощи, – поделилась заведующая ТВЗ Людмила Корюнова. – Мы получили множество восторженных отзывов от профессиональных фотографов. А представители молодого поколения, привыкшие все снимать на свои смартфоны, с почтением взирают на массивные фотокамеры, созданные сто лет назад…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему