Культура

18:04, 18 июля 2023

Сергей Лукьяненко: Мне бы хотелось попасть в «Ночной дозор»

Сергей Лукьяненко: Мне бы хотелось попасть в «Ночной дозор»
Автор культовых романов стал одним из участников масштабного праздника VK Fest – 2023, состоявшегося в минувшие выходные в столичном парке Горького. Пока молодые люди околошкольного возраста выстаивали очереди за автографами блогеров и звезд шоу-бизнеса, а их чуть более старшие товарищи зажигали сразу у нескольких сцен под звуки современной музыки, те, у кого слова «всем выйти из сумрака» заставляют сердце биться чаще, потянулись в лекторий.   Там представилась возможность узнать у автора «Дозоров» все, что хотелось, но не получалось спросить.

– Искусственный интеллект – это опасность или возможность для развития? И останемся ли мы все без работы в обозримом будущем? – поинтересовался у Лукьяненко писатель, драматург и сценарист Александр Цыпкин.

– Как только искусственный интеллект научится мыслить, вполне вероятно, что останемся. Уже сейчас есть книги, в которых изрядные фрагменты текстов сгенерированы нейронными сетями. Хотя, откровенно говоря, генерируют они пока плохо. Занимаются компиляцией из разных вещей, имитируют существующие куски стиля – не думают. Поэтому в текстах неизбежны нелепости либо очень банальные ходы.

Но пройдет какое-то время, и нейросетка, возможно, всему научится. Во всяком случае, на уровне 90 процентов писателей. И я не исключаю, что одной из мер защиты будет прямой запрет на создание произведений при помощи нейросети.

– Может ли писатель изменить будущее? Допустим, вы видите какую-то опасность, выпускаете роман на эту тему, все его читают, понимают, что идут не туда и меняют вектор…

– Писатели-фантасты этим в основном и занимаются: описывают будущее, которое им не хочется видеть. По сути большинство романов – это предупреждения о том, что может произойти, если будет то или это… Насколько это влияет? Я бы не был слишком самонадеянным.
Но все же любая придуманная конструкция неправильного будущего дает возможность задуматься.

– Перейдем к вам… Вы довольны экранизацией «Дозоров», и может ли автор вообще быть довольным экранизацией?

– Может, но, наверное, очень редко. Я доволен самим фактом, потому что это были громкие, крутые фильмы, которые посмотрело огромное число людей. Они встряхнули, даже перевернули наше кинопроизводство. Плюс это помогло мне: после экранизации книжки вышли где-то в тридцати странах, тиражи взлетели во множество раз. Поэтому ругать фильм я не буду ни в коем случае.

Тем не менее надо понимать, что фильмы очень далеко ушли от изначальных текстов. Когда делали первый, материала было отснято часов на пятнадцать. Потом его урезали до четырех. Но кто это высидит в зале? Стали резать дальше. Укоротили до двух с минутами. Бои шли буквально за каждую секунду.

Когда увидели финальный вариант, поняли, что посыпался весь сюжет и стало не слишком понятно, как и что герои делают в той или иной ситуации. За счет переозвучки, добавления крошечных эпизодов пришлось происходящему придавать какую-то осмысленность. Ну и разумеется возникла необходимость менять сюжет.

В итоге до последнего момента все были в панике, поймет ли зритель то, что происходит на экране. Так появилась идея поставить в конце песню «Жил-был на свете Антон Городецкий…», в которой бы кратко пересказывалось то, что происходило в фильме – чтобы люди хотя бы на титрах поняли, что посмотрели.

– Есть ли в «Дозорах» религиозная составляющая? Что, например, в душе каждого человека постоянно происходит борьба тьмы и света…

– Честно говоря, я не вкладывал в романы таких смыслов. Просто решил, что помещу персонажей в современную Москву и посмотрю, как они там будут жить – все эти маги, волшебники, оборотни. Ну а структуру определил как шпионский детектив. Наши – светлые, чужие – темные. Но методы и у тех, и у других похожи. Только мотивации разные. И в этом сразу появился конфликт. Добро и зло сражается. Но порой темные способны совершить хорошие поступки, а светлые – наоборот, потому что… Потому что такая работа!

– А думали ли вы о том, что произойдет с нами потом – после того, как здесь выключится свет?

– Придерживаюсь точки зрения, что писатель-фантаст на том свете попадает в тот мир из им описанных, который ему наиболее симпатичен. У меня такие есть. Хотя бы в «Ночной дозор» хотелось бы попасть.

– Насколько сложно писать в условиях быстро меняющейся действительности?

– Уже много лет я пытаюсь написать седьмую, завершающую  книгу «Дозоров», чтобы уже все от меня отстали. Знаю весь сюжет, все твисты, повороты, знаю, что это получится интересно. Написал где-то треть. Бац! Наступил ковид. Значит, вся реальность вокруг героев должна поменяться – ведь «Дозоры» написаны про то, что здесь и сейчас, а в книгах можно найти четкие временные ориентиры… В общем, пока я решил немного притормозить работу.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий