Культура

09:00, 26 февраля 2016

Сила и нежность

 Марина ПАНФИЛОВА

Народная артистка России, лауреат Государственной премии Елена Яковлева многочисленные награды за свои работы в кино получала не только в родном Отечестве, но и в Шанхае, в Риме, в Токио. В Японии на Международном кинофестивале, кстати, она была удостоена премии за роль в «Интердевочке», принесшей актрисе всенародную популярность.

У Яковлевой множество работ на сцене, среди которых Элиза Дулиттл, Мария Стюарт, Кабаниха. Она снялась в различных кинолентах и телесериалах, из которых самый популярный, разумеется, «Каменская», а еще – «Любопытная Варвара», «Найденыш», «Склифософский», «Мамочки», «Караси», «Петербургские тайны», фильмы «Анкор, еще анкор!», «Ретро втроем», «Воспитание жестокости у женщин и собак», «В стиле jazz»…
Как ни странно, но наиболее часто ее героини носили имя Маргарита. И потому в Туле, куда Яковлева приехала со спектак­лем «Бумажный брак», первый вопрос был:
– Елена Алексеевна, а кто ваш мастер в творческой жизни?
– В кино это, конечно, Петр Ефимович Тодоровский, у которого мне посчастливилось сняться в двух фильмах. Его сын Валерий – продюсер и худрук «Каменской». А в театре – Галина Борисовна Волчек, несмотря ни на что…
– В ГИТИСе вы учились в мастерской Владимира Андреева. Какую роль он сыграл в вашей жизни?
– Тогда я себе мастера не выбирала… То есть была настолько неопытной абитуриенткой, что шла в первый попавшийся вуз. И мне казалось, что ГИТИС – это очень престижно, потому что – институт, а не школа-студия МХАТ, не театральное училище. Я понимала, что там великие актеры, но вот звучало не так, как мне хотелось.
В это время Владимир Алексеевич набирал курс. Он педагог от Бога, давно и много преподает в ГИТИСе, выпускает прекрасные спектакли, и его артистов «разбирают» быстро. Андреев еще и великолепный режиссер, очень хорошо понимает, что такое театр: он снимался меньше, чем работал на сцене. Свой опыт умеет передавать ученикам без нравоучений, без менторства.
И не только в том, что касается игры: ведь за кулисами – коллектив, который существует по своим законам, а уж творческий коллектив живет особенной жизнью. Как когда-то было сказано о театре – «террариум единомышленников». И молодому человеку, который приходит работать в любое неизвестное место, надо как-то привыкнуть ко всему, а в данном случае еще и выжить попытаться. Андреев сумел как-то ненавязчиво рассказать, что нас впереди ждет, в то время как другие педагоги лишь преподавали свои дисциплины.
Кстати, педагогов к себе на курс Андреев набирал очень талантливых, очень способных, так что порой мы их любили больше, чем своего худрука, которого и видели не так часто. Но когда Владимир Алексеевич приходил и мы ему демонстрировали свои работы, он умел так ловко все это оценить!
И еще одному хорошему качеству научил: умению хвалить.
– «Друг другом восхищаться?»
– Именно. Причем мы практически с первого курса учились обсуждать работы друг друга. И тогда худрук нас научил в первую очередь хвалить увиденное, отмечать достоинства сокурсника, а уж потом переходить к разбору недостатков. Мы же как привыкли в жизни: облить человека чем попало, и пусть он мучается… И эти уроки доброты я запомнила на всю жизнь, с тех пор в любой ситуации сначала говорю о хорошем. А потом уж…
– Ваша последняя работа – в фильме «Экипаж», расскажите о ней.
– Мы с режиссером Николаем Лебедевым в первый раз встретились на озвучивании «Каменской», он замещал режиссера на время, помогая ему чисто по-дружески, по-товарищески. И тогда между нами возникло такое хорошее взаимопонимание, нашлись темы, понятные и близкие для обоих. Он мне поведал много интересного, я рассказала, о чем когда-то читала…
И мы лелеяли надежду, что придется когда-то еще встретиться. Раз не получилось, другой не получилось – из-за каких-то организационных вопросов: не было свободного времени и тому подобное.
А потом Лебедев позвонил и сказал: «Ну ролька-то очень маленькая, ты сможешь время выкроить!» А в конце съемок Николай констатировал: «Хорошо поработали, будем дальше расти – в плане объема ролей!»
В блокбастере «Экипаж» у меня второстепенная роль жены одного из главных героев, его играет Владимир Машков. Фильм-катастрофа, а мой персонаж – тихая семейная женщина, которая ничего не знает о том, что происходит в воздухе, – до такой степени ее любят, уважают и берегут.
– Уже был в 80-е фильм с таким названием. Вам нравятся римейки?
– Их сегодня много снимают, мне не все нравятся. Я не всегда понимала, зачем это делать: ведь зрители будут сравнивать, и часто не в пользу новой версии? Но потом разобралась, что продюсерам безразлично – публика все равно пойдет, хотя бы из любопытства: а что там получилось? В любом случае зрители  свои деньги потратят, а создатели ленты – вернут. Но о творчестве никто не задумывается, а вот Коля, как мне кажется, задумался.
– Елена Алексеевна, скоро у вас прекрасный юбилей…
– Это не юбилей, а дата с двумя красивыми цифрами!
– Ну да – с пятерками! Как собираетесь отпраздновать?
– Мне позвонили из театра Ермоловой и сказали: «Лена, хочешь ты или нет, но 9 марта ты будешь выступать!» Что они делают, не знаю, мне придется импровизировать по ходу, и я понятия не имею, кто придет в гости, как будет проходить вечер.
– Но этот театр вам родной!
– Да, там был мой педагог Владимир Алексеевич Андреев, там мы студентами четыре года тусовались, а потом мне посчастливилось работать на этой сцене три года.
– Символично, что такой праздник будет на сцене, а не где-то в другом месте: театр в первые годы после выпуска превалировал в вашей жизни, пока не начались съемки. И сценические работы созданы – удивительные. В частности, Кабаниха в «Грозе» – это же совсем другая трактовка!
– Да, так уж сложилось, что еще в школе нас учат, что эта женщина – ярчайший представитель «темного царства». Может быть потому, что в свое время во МХАТе так поставили эту пьесу. Но ей-то всего тридцать шесть лет! Раньше ведь выдавали замуж очень рано и непонятно за кого… А может, она тоже хотела бы быть «лучом света»? Нам было интересно сочинять этот спектакль и играть его.
Когда у нас на этом спектакле был Владимир Путин, он после мне сказал: «Вы меня так напугали!» Это когда я кричала, чтоб все провалились и тому подобное, обвинительные речи выдавала.
А еще я получила письмо от мамы школьника, который таскал домой одни «тройки», хулиганил и, естественно, ничего по программе не читал. А после нашего спектакля в сочинении избрал тему, посвященную образу  Кабанихи, за что ему поставили «отлично». То есть грамматика там по-прежнему хромала, но он так проникся сущностью героини: понял, что мы хотели сказать зрителям.
– Ну мальчик не одинок: в каком бы фильме вы ни появились перед широкой публикой, ваши персонажи сразу становятся любимцами – может быть, потому что в ваших героинях органично сочетаются два качества: сила и нежность. Даже в Ане Крюковой из «Анкора…».
– Она несчастная женщина, ее пожалеть хочется.
– Мы беседуем накануне весны. Есть у вас секреты женского счастья, хорошего настроения?
– Весной быть счастливой легко: все вокруг распускается, все – в предвкушении. Сегодня 23 февраля, праздничный день, я немного прогулялась по Туле и видела, как идут по улицам счастливые улыбающиеся женщины. И мужики пока еще на ногах держатся…
А секретов хорошего настроения у меня нет.
– Ну, может, «откупорить шампанского бутылку иль перечесть «Женитьбу Фигаро»?
– Ага, с утра – шампанского! И никуда не поехать – ни в театр, ни на съемки.
У меня не бывает плохого настроения – с ним очень трудно жить. Ты попадаешь в зависимость от черных мыслей… Я-то вообще хохотушка, мне посмеяться – и больше ничего не надо. А негатива стараюсь избегать, когда чувствую, что апатия подступает или депрессия подкрадывается, стараюсь не  включать телевизор с его «чернухой» – не видеть, не слышать. Новости или «страшилки», идущие по определенным каналам, лучше отодвинуть, а включить что-то веселое, и мысли плохие уходят.
И побаловать себя чем-нибудь можно: вкусной едой, хорошими духами.
– А как вы отдыхаете? Ведь вслед за весной и лето наступит…
– Летом у меня будут съемки. А вот осенью я себя чем-нибудь порадую – потому что в связи с этими «двумя красивыми цифрами» надо будет что-то делать с лицом. Говорят, есть что-то новое…
На отдыхе я – тюлень: лежу на берегу и даже в море не захожу. Помню, на средиземноморском побережье люди примерно на пятый день извинились и спросили: «А зачем вы сюда приехали, если лежите, загораете – а потом уходите, не подойдя к воде?» Но я боюсь плавать там, где дна не видно и что-то может за ноги схватить. Я тогда панику поднимаю на весь пляж… Лучше я потом окунусь в прохладный бассейн.
– Что у вас за съемки ожидаются?
– Пока не могу сказать: у меня договор со студией, нельзя разглашать.
– А в каких еще антрепризных спектаклях участвуете?
– Есть еще  «Территория любви» и «Кто боится Вирджинии Вульф?». А «Бумажный брак» мы играем уже много лет, и каждый год я думаю: «Ну все, конец, пора и честь знать!» Но видя, как реагирует зритель, не можем с ним расстаться…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему