Культура

15:49, 16 августа 2019

Сияющая финифть

Более 230 предметов, выполненных в старинной технике в XIX–XXI веках, представлены в одном из залов Тульского музея изобразительных искусств. Впервые в нашем городе экспонируются шедевры из Ростовского музея.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Выставка «Ростовская финифть» вызвала большой интерес у туляков – на открытие собралось много народу. Приветствуя собравшихся, заместитель директора ре­гио­наль­ного департамента культуры Лариса Козлова отметила:
– Коллекция, собранная в Ростове, удивительна. А в Тулу привезены старинные и современные иконы, шкатулки, портреты, миниатюры, украшения. Хочу поблагодарить всех организаторов и надеюсь, что наше сотрудничество продолжится – ведь Тульский и Ростовский кремли постоянно взаимодействуют, сотрудничают.
Государственный музей-за­по­вед­ник «Ростовский кремль» – уникальный памятник архитектуры, он входит в число особо ценных объектов культурного наследия РФ. Ансамбль его строений первоначально был резиденцией архиереев Ярославской и Ростовской епархии. Музей в древней цитадели был основан в 1883 году по инициативе губернатора, местного купечества, краеведов, а также архиепископа.
В 1969 году Ростовский кремль обрел статус музея-за­по­вед­ни­ка. А в семидесятых его посещаемость возросла, поскольку был открыт популярный туристический маршрут «Золотое кольцо».
Но даже тем, кто там никогда не был, эта старинная крепость знакома по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Снимался он именно в Ростове.
Первую экскурсию для всех желающих провела заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Ирина Зубец. Она рассказала о коллекции финифти, которая содержится в их хранилище.
Кстати, название этого промысла происходит от греческого слова «светлый, блестящий камень» – так его окрестили за блеск и яркость, неувядаемость красок. К тому же художественная эмаль всегда ценилась на уровне драгоценных камней. Для производства во все времена используется специальное стекловидное покрытие, которое наносится на тонкий медный, серебряный или золотой лист, а затем роспись закрепляется обжигом.
Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в нашу страну из Византии одновременно с принятием христианства – еще в Х столетии, а в Ростове появилось во второй половине XVIII-го.
С этого момента и до начала ХХ века ростовские мастера работали по заказу Русской православной церкви: писали образы святых, сцены из Священного Писания, украшали эмалевыми миниатюрами Царские врата, изготавливали дробницы для митр, окладов Евангелий и литургической утвари.
Ростовские эмальеры справедливо именовали себя иконописцами, хотя их произведения – иконопись нового времени. И если образа, написанные темперными (яичными) красками на липовой доске и покрытые олифой, со временем темнели, то эмалевые сохраняли цвет навсегда.
На протяжении XIX века финифтяное производство в России неуклонно росло, приобретая массовый характер, большим спросом пользовались мелкие образки – ими Ростов снабжал почти все монастыри в стране.
– Город у нас небольшой, но множество его храмов с чудо­творными иконами всегда привлекали паломников, – рассказала Ирина Зубец. – И каждый стремился увезти с собой евлогию – памятный сувенир, говоря современным языком. Разумеется, после революции 1917 года, когда религиозная тематика оказалась под запретом, многие финифтяники ушли. Другие же в поисках тем обратились к народным узорам, и уже к 50-м годам символом ростовского промысла стала цветочная роспись. Конечно, что-то было утеряно, не было и тех материалов, с которыми работали старые мастера, так что пришедшим им на смену приходилось использовать краски, которыми расписывали фарфор.
А в1960 году появилась фабрика «Ростовская финифть», началось массовое производство ювелирных изделий – изделия того времени представлены в отдельной витрине.
Творчество эмальеров развивалось по разным направлениям. И самым традиционным жанром на сегодня является портрет. Посетители Тульского музея изобразительных искусств смогут их увидеть.
После перестройки религиозная тематика вновь была освоена, но, несмотря на веяние моды, работать в этом направлении удавалось не всем: лишь тем, кто, следуя заветам старых иконописцев, постом и молитвой готовились к работе. Более 50 старинных предметов представлены и в витринах ТМИИ, и кажется, от этих икон исходит особый свет.
Но и произведения тех, кто сегодня творит в соответствии с канонами, поражают. Образ Серафима Саровского работы Валерия Кочкина и творения Ларисы Смирновой – удивительны. Но Смирнова еще и автор многочисленных сказок для детей, к которым сама создает иллюстрации, а Кочкин пишет великолепные лирические пейзажи.
Ирина Зауревна обратила особое внимание присутствующих на работы ростовского мастера Александра Алексеева, который много экспериментирует с эмалями. Он единственный, кто выезжает на пленэр и пишет эмалью пейзажи: вывозит в специальном фургоне с газовой плитой для обжига. Этим шедеврам отведено особое место.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему