Культура

09:00, 01 июля 2016

Служение «благу незримому»

То, что Неделя франкофонии прошла в музее-заповеднике «Поленово» в Год российско-французского культурного туризма, – не случайно. В жизни Василия Дмитриевича эта страна занимает особое место. Можно смело утверждать, что небывалый успех его будущих пейзажных работ начался именно в Нормандии…

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Кстати, там в прошлом году в городе Вёль-де-Роз были открыты сквер и площадь Василия Поленова – в рамках конвенции о сотрудничестве, подписанной мэрией Вёля и дирекцией российского музея-заповедника.
В программу Недели франкофонии в этом году были включены музыкальные и литературные вечера, театрализованные концертные фантазии, в которых приняли участие музыканты и актеры из Франции.
А главным событием стало открытие выставки «Василий Поленов и Франция» в Фахверковом сарае: здесь представлены почти 60 полотен, созданных в этой стране, и они позволяют по-иному взглянуть на творчество этого живописца.
– В связи с Неделей франкофонии из наших запасников были извлечены и собраны вместе произведения Василия Дмитриевича, которые прежде не экспонировались, – рассказала директор Государственного музея-заповедника «Поленово» Наталья Поленова. – Это мероприятие логично вписывается в череду уже осуществленных прежде франко-русских проектов…
И Франция, в которой сейчас проживает целая ветвь династии Поленовых, по-особому предстает перед посетителями выставки здесь, в Заокском районе. Морской отлив, старая мельница и даже ворота Вёля, за которыми и расположен тот самый сквер, – все запечатлено на картинах Василия Дмитриевича.
Рядом с ними висят картины Алексея Боголюбова, в мастерской которого Поленов занимался в свой «французский» период, а также – графические работы сестры Поленова Елены Дмитриевны и художницы Марии Якунчиковой.
В 1872 году, получив Большую золотую медаль Академии художеств за работу «Воскрешение дочери Иаира», молодой живописец отправился в пенсионную поездку в Европу и три года провел во Франции. В Париже тогда как раз царили импрессионисты, а Поленов увлекся пленэрной живописью: пейзаж стал главной темой его картин.
«Пенсионеры» каждый год посылали свои творения на отчетную экспозицию в академию. И искусствовед Алексей Прахов в журнале «Пчела» за 1876 год пометил рецензию на выставленные работы, отметив, что «количество картин и этюдов грозит превратить все в персональную выставку Поленова» – настолько был полон этой страной, полученными там впечатлениями этот живописец.
«Эта живопись удивительно свежа и до сих пор не утратила своего обаяния. Пейзажи, написанные Поленовым в семидесятых годах, и теперь пленяют воздушной красотой колорита и безыскусственным мастерством», – писал впоследствии еще один русский критик Сергей Маковский.
– Франция вошла в его сердце через красоту старых замков, суровые ландшафты Нормандии, – рассказала заместитель директора Наталья Грамолина, которая почти 40 лет руководила музеем-усадь­бой. – И когда молодой русский художник путешествовал по этой стране, он сделал множество зарисовок, и получился такой своеобразный дневник. А затем Василий Дмитриевич стал изучать историю страны, и так родились картины «Заговор Гизов», «Арест гугенотки графини дЭтремон», за которую Поленов удостоился звания академика Императорской академии живописи. А со встречи его с Нормандией и начинается история появления этой сегодняшней выставки…
По этим картинам можно проследить становление художника, его размышления, творческий рост. К примеру, глядя на небольшое полотно «Белая лошадь на фоне белой стены», можно понять, как он экспериментировал с цветом, разбирал влияние освещения на оттенки.
Поиски своего пути в живописи нашли в полной мере свое воплощение в картине «Стрекоза», на которой изображена уличная певица у наглухо закрытой двери богатого дома. Кажется, здесь передана не только игра света и теней, но даже колебание воздуха.
По совету Боголюбова Поленов и Репин вместе с другими художниками провели лето в Вёле – тогда он был деревушкой, впрочем, весьма популярной среди французских живописцев, на берегу океана, откуда, как отмечал Василий Дмитриевич, «было видно Англию».
Его путь по Франции можно проследить по пейзажам, написанным маслом и карандашом, что, кстати, и делал потом внук Поленова Александр Ляпин, прозванный в семье Шишком. Он сопоставлял картины с реальностью, определяя с точностью места их написания. Ему же затем пришла мысль создать в Вёле улицу Русских Художников.
Мать Ляпина была в числе «первой волны» русских эмигрантов: в 1924 году она вместе с родителями приехала во Францию. Но, будучи французом по рождению, всю свою жизнь Александр Александрович посвятил служению русской культуре, искусству: пропагандировал его, собирал артефакты и отдавал их в музеи.
Открытие сквера Василия Поленова оказалось значимым событием для Вёля, который стал туристическим местом: сюда едут экскурсанты, чтобы пройти «по местам творчества русских художников». А Таня Моженок, известный европейский искусствовед, написала о Поленове книгу «Рыцарь красоты» – так его называли собратья по искусству. Все это служит культуре, которая, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «есть благо незримое».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий