Культура

15:18, 22 ноября 2019

«Сцена – мой воздух, моя жизнь…»

Свой юбилейный сезон заслуженная артистка России Наталья Савченко открыла, блистательно сыграв роль Хариты Огудаловой в «Бесприданнице». А в сентябре ТАТД принял участие в фестивале старейших театров России в Калуге, где главный приз, по единодушному решению жюри, получила Савченко – за роль главной героини в спектакле «Земля Эльзы».

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Про таких актрис говорят: любимица публики. Наталья Савченко всегда заметна на сцене, ее появления ждут зрители – и никогда не бывают разочарованы. А наш разговор начался с вопроса, не имеющего отношения к творчеству:

– Наталья Петровна, в фейсбуке часто можно увидеть на вашей странице пейзажи Нижнего Новгорода…
– … и Тулы. Я так соблюдаю равновесие: это два моих родных города – в Горьком я родилась и прожила двадцать два года, в Тулу приехала сорок один год назад. А поскольку у меня много друзей, хочется показать нижегородцам Тулу, тулякам – Нижний: я знакомлю их со своим миром, занимаясь «пиаром» этих городов.

– А ностальгия имеет место?
– Пожалуй, но без тоски по прошлому: уже нет родителей, сестры, но друзья детства остались, к счастью. Город тоже другой – Нижний Новгород, а я родилась в Горьком, выросла в нем. Жили мы поначалу в центре, в здании Горьковского художественного музея: там была комната в коммуналке на набережной. А недавно я выставила в фейсбуке картинку улицы Родионова, где рядом с монастырем – два красных дома, в одном из них мама получила квартиру, уже после того как я окончила Горьковское театральное училище и уехала.
Кстати, у меня была возможность стать юристом: в тот год, когда я окончила школу, приема в театральное училище не было и я поступила в ВЮЗИ. Но маму предупредила: если на будущий год поступлю в театральное, то из юридического уйду. Точно так же я ей сказала, что если у меня будет плохое распределение, останусь в родном городе. А меня пригласили в театр Ленсовета – к Игорю Владимирову.

– Кого вы играли в студенчестве?
– Скажем так: то, с чем выпускалась, я очень долго потом не играла в театре. К примеру, кто еще настолько совпадает с горьковскими героинями? Но только в начале карьеры сыграла в его «Фальшивой монете» – и все!
В театральном я была сориентирована не на чистых героинь, а на социально-бытовых. А потом уже, в Туле, Рафаил Павлович Рахлин сказал: «Наташа, у тебя замечательное амплуа, ты – трагикомическая актриса, а характерные персонажи всех возрастов есть во всех произведениях…»
Но тем не менее я долго была героиней «нервного склада», наверное – и я надеюсь! – у меня это получалось. В дипломе были Маша – «Три сестры», Беатриче – «Много шума из ничего», Мария Львовна – «Дачники», теща в «Характерах», Змеюкина – «Свадьба»: за эту роль меня Владимиров и пригласил к себе в театр.

– Как вы прижились в Ленинграде – слегка провинциальная девушка из Горького?
– И не слегка, а именно провинциальная, и до сих пор такой остаюсь, мне комфортно в тихой старинной Туле.
На сцене я чувствую себя абсолютно свободной, раскрепощенной: это – мой воздух, моя жизнь, моя среда. В том же фейсбуке я состою в группе «Игорь Петрович Владимиров», где обсуждается театральная жизнь. И там недавно вышло интервью Анатолия Эфроса, где очень хорошо, просто и емко им сформулирована сущность актеров: «Первое: человек должен быть неслучайным в своей профессии. Второе: должен уметь выполнять задачу – не ставить ее, как очень часто бывает, а именно выполнять. А значит, быть про­фес­сио­наль­но вооруженным. И третье: он должен любить театр, в котором работает».
А в случае с Питером мне повезло, что я не успела к нему «прикипеть», прожила там чуть больше двух лет, а потом жизнь сложилась так, что переехала в Тулу. И – прижилась, никогда не вздыхала, сопоставляя этот город с Северной столицей: я органично вписалась и в тульские улицы, и «прописалась» на тульской сцене. Причем из театра Ленсовета меня никто не выгонял, я сама трижды подавала заявление об уходе, и уже четвертое Владимиров подписал со словами: «Мне надоело! Даю год на размышление. Если не вернешься – …» Я не вернулась.

– Здесь вы сыграли десятки ролей, в которых запомнились зрителям: Мурзавецкая – «Волки и овцы», Елизавета Английская – «А дождь себе льет да льет», Клеопатра – «Игра теней», Ханума... А что за афиши висят на стенах у вас в гримерной?
– Ну вот, к примеру, программка самого первого спектакля в Туле «Не было ни гроша, да вдруг алтын», где я играла Ларису: оставила на память, как и «Корсиканку», где играла Жозефину.

– Вы суеверны?
– Нет. И только недавно узнала, что после поклона в конце нельзя уходить спиной к зрительному залу – надо пятиться. А как это сделать, если на тебе зачастую длинные платья – со шлейфами, кринолинами?.. Я и так однажды упала на «Аквитанской львице»: там были сложные декорации, подиум под углом в сорок пять градусов, в нем – отверстия, символизирующие многослойную жизнь во дворце. И я получила перелом руки – в первом действии, в антракте мне вызвали скорую, наложили шину, с которой я отыграла до конца. А после спектакля меня повезли делать рентген – прямо в королевском платье: его невозможно было снять.

– Творческая зависть вам присуща?
– У меня другое определение: если я хотела бы это сыграть, мне спектакль нравится, если не хочу – нет. И жаль, что многие роли прошли мимо.
Могу сказать с полной уверенностью: я довольна своей творческой жизнью, меня не обошли замечательные роли, играла и в драмах, и в комедиях, которые очень люблю. Сейчас просто наслаждаюсь, играя Секлиту Лымариху в «Двух зайцах» – после утонченной Эльзы и циничной оборотистой Хариты Огудаловой, и радуюсь, когда зрители в зале смеются от души…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий