Культура

09:42, 19 апреля 2013

Талант должен быть голодным?

Возможно ли творчество сегодня, в наш прагматичный век, когда «все – на потребу»? Нужен ли «штучный продукт» там, где искусство поставлено на поток, и то, что именуется его произведениями, штампуется большими тиражами? Об этом мы беседуем с художником членом СХ РФ Михаилом Левшиным.
– Что нужно, чтобы стать успешным живописцем? Многие известные туляки, в том числе Левшин, Передиреев, Майоров, в столицах не обучались, но их имена давно известны далеко за пределами области…
– У нас были замечательные педагоги, пусть и тульские, прошедшие хорошую школу. Три­д­цать лет назад братья Карташевы и Саша Майоров начинали с выставок в родных вузах, педагогическом и «политехе», где их работы висели в рекреациях. Они сами пробивали себе дорогу, не ждали, пока облагодетельствуют, предложат показаться в престижном выставочном зале, – это во все времена проблема. И сегодня они знамениты на весь мир, это и есть ответ тем молодым художникам, которые ноют, предъявляют претензии к жизни: нет денег, чтобы выехать на этюды в экзотические страны... Не зря же говорят: Бог замечает того, кто рвется Ему навстречу, будешь сидеть и нудить – там и останешься навсегда, тебя никто не узнает, не заметит. Зрителей на выставках задевает за живое картина, точнее то, что в нее вложено, и эта внутренняя сила, которую можно назвать талантом, и поведет тебя по жизни. Ведь бывает, какую-то работу отмечают в экспозиции все и сразу, а мимо других взгляд словно скользит…
К нам приезжали недавно белорусские художники, рассказывали, что у них в стране сейчас инфляция, цена тюбика с краской выросла в разы. И добавляли, что все равно будут покупать и краски, и кисти, потому что не смогут не писать, это сильнее их. А сегодня есть одна опасность для молодых и начинающих: так называемые галерейщики, которые на выставках видят перспективных ребят, хватают их и искушают предложениями тиражировать одну картину по десять, двадцать, тридцать раз, обещая хороший заработок. И художник гибнет, когда начинается работа на потребу.
– Но ведь многие великие живописцы эпохи Возрождения были придворными художниками и писали как раз на заказ…
– Сначала надо сформироваться как художник, и потом уже работать на заказ. А пока ты еще ремесленник, старайся дорасти до звания мастера и не спеши за наживой – погибнешь. Те же Саша и Володя Карташевы, Саша Майоров не помышляли о выгодной продаже своих работ, когда создавали их в восьмидесятые, и не надо думать, что они при этом сытно жили. Жили творчеством, пренебрегая остальным, и это самый верный путь. А сейчас благодаря научно-техническому прогрессу с помощью проектора удачную работу, и даже не свою, а с репродукции, можно копировать и копировать. И тем самым обкрадывать не только и не столько покупателей, которым все это будет «впариваться», сколько себя. Потому что художник все время должен находиться в поиске, писать постоянно, вкалывать, как каторжник. И он должен не скопировать тридцать вариантов с одной своей картины, а создать столько же новых, совершенствуя мастерство. А так он постепенно становится принтером, и все – о творчестве нет и речи. Конечно, галереи и их владельцы – разные, есть и такие, что принимают к показу только произведения человека с образованием, творческой личности, со сложившимся стилем, и они даже помогают развиваться художникам, открывают их имена для зрителей и помогают действительно заработать.
– Да, зрители художнику необходимы…
– А как же! Без их оценки писать не имеет смысла, и к любой выставке следует подходить ответственно, не думать, за сколько сможешь продать работу, не соревноваться с коллегами, а стараться порадовать, поразить, сделать подарок тем, кто туда придет, – чтобы, уходя, они уносили в душе твое творение. Можно сказать, что это громкие слова, но только так ты и можешь состояться, начать себя уважать. Вот Сергей Передиреев из Северо-Задонска, чьи ученики, кстати, с успехом поступают в столичные учебные заведения, пишет в основном малую родину, но как! Когда его работы люди видят, равнодушных не остается. Или Евгений Николаевич Жидков, председатель Тульского отделения Союза художников, который с девяностых годов очень популярен в Европе, особенно во Франции, изображает мир, окружающий его дом на Оке. Но какой свет исходит от картин, вспомним его «Натюрморт с сурепкой» – там солнце сияет, и ни в какие дальние страны ехать не надо, чтобы творить красоту. Это и есть ответ тем пассивным молодым людям, которые хотят получить все и сразу: и славу, и деньги, – работать надо по двадцать часов в сутки, выставляться, заявлять о себе.
– Но всего лет сто назад были покровители искусств, меценаты. Сегодня их нет?
– В Туле нет, в Москве, наверное, есть, но никто из облагодетельствованных фамилию своего спонсора не откроет, чтобы не лишиться куска хлеба. Но мы опять говорим о людях состоявшихся, а вот молодым, чтобы заявить о себе, надо чаще появляться на выставках. Или создавать объединения, как это сейчас происходит в Москве. Мне довелось познакомиться с такими ребятами. Они снимают какие-то подвалы, живут впроголодь и – пишут не покладая рук. Парни и девчонки настолько увлечены своим делом, что к ним и взрослые художники приходят – посмотреть, подпитаться. И наблюдаешь, как самодеятельность уходит и начинает превалировать профессионализм. Помню, после знакомства с этими одержимыми ехал домой и думал: никакое это не потерянное поколение – работают в лучших традициях изобразительного искусства. Ведь им, этой детворе, как я их называю, всего-то по 18–20 лет, но цель в жизни они уже обрели и идут к ней в правильном направлении…
Мария РОДИОНОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему