Культура

09:00, 21 августа 2015

Умение удивлять и радовать

 Марина ПАНФИЛОВА

В Тульском академическом театре драмы столичный режиссер Андрей Любимов ставит пьесу Леонида Зорина «Измена». Центральную женскую роль сыграет заслуженная артистка РФ Наталья Дружинина, которую мы расспросили об этой работе.

– Пересказывать сюжет не стоит до премьеры, – считает актриса. – Отмечу только, что моя героиня при всей мягкости характера умеет ненавязчиво управлять людьми, особенно – своим мужем, находить выход из разных непростых ситуаций. И в этой пьесе существует атмосфера, в которую погружаешься с удовольствием. «Покровские ворота» – произведение этого же автора, так что вы понимаете, о чем я говорю. Здесь присутствует нотка ностальгии, ведь действие происходит в 80-е годы прошлого века, много музыки, бардовских песен, люди наивны и добры.
– То есть есть тот микромир, в котором хочется поселиться. Это всегда одно из главных условий успеха пьесы, книги, фильма.
– Именно так. Стиль Любимова уже известен тульским зрителям: он ставил в нашем театре «Ретро», «Бабаню», в которой я играла, так что совместный опыт работы у нас имеется.
И всем актерам, занятым в новом спектакле, нравится, что Андрей Геннадьевич фантазирует вместе с нами, облекая в плоть, в жизнь персонажей Зорина. Этот мастер относится к той категории режиссеров, которые владеют искусством сотворчества.
– Есть спектакли, которые ставятся на одного актера, есть – ансамблевые. Где вам больше нравится?
– Для меня много значат хорошие партнеры. При этом я всегда стараюсь правильно понимать свое место на сцене, точнее – место моего персонажа. И работаю на результат, а не для демонстрации себя. Чувство коллективизма мне присуще.
– А как же быть с эгоизмом, который непременно должен быть свойственен творческой личности?
– В этом плане мне помогает умение несколько отстраненно смотреть со стороны на происходящее. Как говорил один режиссер: каждому герою на подмостках отведено свое время, и не надо вторгаться в чужое – успеха не будет.
– Умение сосуществовать в спектакле – продолжение вашего главного качества, которое отмечают все ваши коллеги, знакомые, – умения дружить. И фамилия это словно подтверждает. Не случайно к вам на дни рождения приезжают не только однокурсники, но даже одноклассники.
– Да, к счастью, мы сумели не растерять друг друга. И в этом году в июле, будучи в отпуске, я съездила в Питер, встретилась с друзьями юности, глотнула воздуха Северной столицы: бродила по улицам, на речном трамвайчике по каналам каталась. Зашла в Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусства, как он теперь называется, вспомнила студенческие годы… Нам повезло с педагогами, в тот год, когда мы поступили, знаменитая Роза Абрамовна Сирота ушла из БДТ и перед отъездом в Москву некоторый период работала в нашем институте. Она после занятий водила нас по городу, показывая Петербург Блока, Достоевского, Гоголя. Мы считали шаги на лестнице дома, который был прописан в «Идиоте», узнавали места, изображенные Пушкиным. И город перед нами представал другим, словно оживали герои литературных произведений. Это помнится до сих пор, о чем мы говорили с друзьями.
– Есть удивительное совпадение: вы родились 12 апреля, на День космонавтики, в городе Мирном, неподалеку от космодрома Байконур. Но свою жизнь связали с театром, а не с космосом.
– Зато мой сын окончил МАИ, и маленькая внучка Верочка часто любуется облаками... Что же касается меня, то творчество – это всегда полет, и порой опасный, когда перед премьерой боишься и не знаешь, что получилось. Вот и опять обещают приехать на премьеру некоторые мои одноклассники, надеюсь, им понравится спектакль.
После окончания школы мы все разъехались кто куда: городок наш был небольшим, закрытым, там нет высших учебных заведений. Хорошо, что сейчас можно найти друг друга через Интернет. Но началось все с «голубиной почты»: на гастролях во Владимире к нам за кулисы пришла однокурсница Натальи Савченко, которая по каким-то своим каналам смогла найти мою одноклассницу, живущую в этом городе. А потом через нее уже разыскали других, встретились, и в Москве побывали, и в Мирный съездили, со своей первой учительницей повидались. Но будет ли это интересно зрителям, в смысле – читателям? Они же любят какие-то необычные факты…
– Хорошо, тогда самый необычный факт: Наталья Дружинина впервые появилась на сцене…
– В роли мальчика. Да, забавный момент, но мне тогда было и страшно дебютировать, и смешно – в таком-то амплуа.
– Вы всегда в замечательной форме: есть какие-то секреты, диеты?
– На диетах никогда не сидела и не буду: жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на самоистязание. И мне очень жалко тех, кто мучает себя подобным образом.
– С Натальей Савченко и Ольгой Красиковой вы сидите в одной гримерной – номер 15 – уже тридцать лет: удивительное постоянство.
– Я думаю, нам с девочками повезло, что встретились и… совпали, что ли. Здесь, в театре, у нас словно еще одна семья, когда и проблемы решаем сообща, и разные памятные даты празднуем. При этом мы с Наташей считаем, что Оле повезло, что можно встать между подругами и загадать сразу два желания: мы же обе – Петровны.
– Наталья Петровна, этим летом в Туле снимали продолжение сериала «Степные волки», я знаю, что вы там были заняты…
– Ну, это громко сказано, роль совсем крошечная, эпизодическая: я сыграла судью в небольшом отрывке. Съемки были в здании Тульского областного суда, меня гладко причесали, надели очки, мантию. Хорошо, что день был прохладный, – не представляю, как бы я в жару высидела в таком облачении... На съемках присутствовал профессиональный консультант, который помогал, подсказывал разные нюансы, и он отметил, что все у меня получилось весьма убедительно.
– А вы кого-нибудь в жизни убедительно разыгрывали?
– Не то чтобы представала в другой роли, как Аркадий Райкин в фильме «Мы с вами где-то встречались». Но бывает, что идем по делам с подругой Олей и она мне говорит: «Присоберись!» И тогда я уже разговариваю в другой тональности, интонации другие. Но это редко, и вообще, за что я ценю нашу гримерку номер 15: есть у моих девочек замечательное качество – в профессии быть только на сцене, а в жизни обходиться без лицедейства.
И сейчас, когда мы одна за другой празднуем солидные юбилеи (а для актрис это проблема особая), мы солидарны: никаких ухищрений, ничего искусственного, любой возраст нужно встречать с достоинством.
– Но порой вы сознательно себя старите, как, например, в «Бабане», где играли Шуру…
– Когда я посмотрела видеозапись спектакля, поначалу испытала легкий шок. Но подруги мне сказали: «А чего ты хочешь? Ты же все сделала, чтобы быть убедительной, подобрала грим, костюм, даже в старомодные тапочки обулась…» Зато зрителям моя героиня понравилась – добрая, милая, чуть бестолковая, а ведь их эмоции – важнее моих. И главное, чего мне хочется в работе, – продолжать удивлять и радовать публику. И при этом радоваться и удивляться самой.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему