Культура

09:00, 26 декабря 2014

В музее-шлеме заговорят портреты

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

На четырех этажах нового здания Тульского музея оружия кипит работа: визжат дрели, пахнет деревом и химическими смесями, рабочие устанавливают голографические экраны и диковинные приборы, назначение которых трудно угадать.

Лувр позавидует
Скоро под куполом «шлема» разместится многоплановая экспозиция, художественно-дизайнерское решение которой позволит связать демонстрацию оружия с пониманием его сути. С начала января здесь будет работать экспертная комиссия, а 23 февраля, в День защитника Отечества, все будет открыто для посетителей.
Техническое оснащение, как утверждает директор музея Надежда Калугина, может сделать честь любому европейскому хранилищу, даже Лувру: здесь представлено все самое передовое и современное в области музейных технологий. Оформление делается по образу фортеции, которую изобрел французский маршал XVII века Себастьян Вабан. Суть спроектированных им оборонительных сооружений в том, что они имели острые углы, ударяясь о которые, ядра противника меняли траекторию.
В первой части экспозиции (2-й этаж) витрины расположены достаточно плотно. «Линия обороны крепка!» – комментируют музейщики. По мере продвижения посетителей по заданному маршруту на третий этаж препятствия понемногу раздвигаются и начинают уступать округлым формам, характерным для музея-шлема в целом.
На четвертом и пятом этажах, по замыслу художников-дизайнеров, резко-угловатая фортеция словно уступает место гармоничной сфере – мирному, объединяющему началу – и завершается куполом, устремленным в небо. И от агрессивной сущности оружия люди приходят к пониманию его гуманной сути: ведь с помощью представленных здесь копий, сабель, ружей в разные века воины защищали Отечество.

Углы и округлости
Автор проекта – руководитель московской фирмы «Музей Медиа», заслуженный художник РФ Александр Конов все построил на контрасте: агрессивные острые углы, торчащие отовсюду, и объединяющее людей скругленное пространство.
В центре каждого зала предусмотрена ярко освещенная главная витрина с самыми интересными экспонатами. Сборка идет параллельно с монтажом оборудования. По замыслу Александра Никитича, каждая выставочная витрина устроена по принципу ружья. Внизу – приклад (элементы из дерева), вверху – ствол (металлическая часть, выполненная из состаренного «ржавого» железа), между ними – механизм (самое сложное в ружье, в данном случае – предметы коллекции).
В экспозиции предусмотрено обилие мультимедийных комплексов и интерактивных зон, создающих ощущение исторической достоверности, помогающих посетителям окунуться в атмосферу разных времен. К примеру, преду­смотрены большие экраны, которые будут переносить экскурсантов в XVII, XVIII века, когда закладывалась оружейная слобода на том месте, где теперь стоит музей, развивалось оружейное производство. И можно увидеть мастеров, услышать диалог между посадским человеком и оружейником, спорящими, кто важней для Тулы. Царский чиновник будет принимать партию нового оружия, а местный мальчишка – излагать свои взгляды на жизнь: исторические границы стираются, все выглядит достоверно. Воплотить в жизнь эту задумку помогли актеры областного драмтеатра – недаром на его сцене ставился спектакль «Тульский секрет» о легендарном Левше.
Пришедших сюда ждет и масса других сюрпризов. Портрет командира ТОЗа генерал-лейтенанта Бестужева-Рюмина в массивной золоченой раме вдруг оживает и начинает рассказывать, обращаясь к присутствующим, о том, как завод посетил император Александр II. И тут же на экране предстают участники его повествования – губернатор, заводские чиновники, мастера. Его величество осматривает цеха, делает запись в книге почетных гостей, а затем дает указание о присвоении ТОЗу звания императорского…

Как живые
К слову, книга почетных гостей будет размещаться в зале, только в электронном виде, и каждый желающий заглянуть в нее увидит немало громких имен.
Поблизости – интерактивный стол «Энциклопедия оружия», здесь, перелистывая странички, тоже можно будет узнать занятные факты.
Но главное, что гости музея получат шанс не просто посмотреть на экспонаты, а пропитаться атмосферой интересующей их эпохи, вспомнить подвиги героев нашей великой страны. А для этого никаких денег не жалко, считает Надежда Калугина.
Погружению в прошлое будут способствовать и расположенные на каждом этаже огромные экраны, на которых планируют транслировать документальные кадры, посвященные истории развития оборонной промышленности на тульской земле.
Предусмотрены 3D-изо­бра­жения оружия, так называемые голографические витрины, позволяющие посмотреть в объеме, из каких частей состоят ружья и пистолеты, как они собираются и разбираются.
Появится мультимедийный комплекс с названием «Представь себя»: любой посетитель, посмотрев на панели военную форму различных эпох, сумеет выбрать заинтересовавшую. Затем нужно еще раз подойти к экрану, посмотреться в него и… увидеть себя в мундире прошедших лет. Тут же будет сделано фотоизображение, которое можно скачать или выслать по любому электронному адресу.
Объемно-пространственные композиции выполнены настолько искусно, что поначалу кажется, будто это живые люди. Так, фигурам рабочих возле станков может позавидовать музей мадам Тюссо. На лицах – яркие эмоции, а еще у этих манекенов натуральные волосы, одежда эпохи Великой Отечественной, закупленная на аукционе, даже очки на одном из мастеров – реальная вещица из 40-х годов. Рядом – настоящая печка-буржуйка, ящики из-под снарядов: так показан период эвакуации Тульского оружейного завода за Урал, в Златоуст и Магнитогорск.
Кстати, сегодняшнее руководство ТОЗа всячески помогает музею оружия в оформлении коллекции. И когда в одном из цехов были обнаружены два станка военного времени, их передали в дар ТГМО. Чтобы поднять такую тяжесть на второй этаж, пришлось потрудиться. Даже после того как сняли лишние детали, лифт не желал везти агрегаты наверх. В итоге пришлось разделить станки на две части – по-другому справиться с ними не получилось бы.
Так же правдиво изображен блиндаж времен Первой мировой войны, причем даже запах сырой земли и пороха будет присутствовать, а в качестве шумового оформления включается звук летящих снарядов.
Можно много говорить о будущей экспозиции – о прекрасных тематических витражах, четырех мини-кинотеатрах, детских уголках, где все обустроено с любовью, даже скамейки сделаны вручную мастером-краснодеревщиком из Свердловска… Все это посетители увидят чуть позже. А пока профессионалы разных профилей работают как единый ансамбль не покладая рук, стараясь успеть к назначенному сроку.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему