Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 20 Июля 2018

Все дело – в лоскутках

Все дело – в лоскутках
11 Авг 2014 20:39 / Культура
 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Точную характеристику этого вида искусства дал главный художник музея-усадьбы «Ясная Поляна» Александр Карташев: «Здесь прослеживаются архаика и современность». Действительно, глядя на лоскутные изделия, представленные на VI Международный конкурс-фестиваль «Пестрая поляна», словно переносишься в глубь веков, хотя ткани, оборудование, на котором выполнены вещи, – вполне современные.
Четыре часа на шедевр
На этот раз в наш регион приехали авторы из Якутии, Краснодарского края, Ростова-на-Дону, Чебоксар, Челябинска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Кирова, Москвы. В программу фестиваля были включены мастер-классы от его участников, а также лекции научных сотрудников Русского этнографического музея и представителей координатора проекта – Ассоциации мастеров лоскутного шитья России.
Кроме того, на «Пестрой поляне» состоялся самый захватывающий конкурс-блиц – «Лоскутные мячики», участникам которого всего за четыре часа предстояло создать маленькое произведение искусства. Зрители вживую увидели, что такое полет фантазии – сумки, салфетки, игрушки, бусы появлялись прямо на глазах.
Яркое соревнование
Художник-модельер из Москвы Ксения Дмитриева и ее подруга Елена Вернидубова из города Камышин Волгоградской области появились на открытии фестиваля в одинаковых костюмах из льна с цветными ситцевыми аппликациями, стилизованными под старину.
– Лоскутное шитье – старинное рукоделие, его история насчитывает около 3000 лет, – отметила Ксения. – Но оно невероятно популярно во всем мире. И в России сейчас это направление декоративно-прикладного искусства вошло в моду, им занимаются и профессионалы, и любители. Существует множество технологических приемов и своих секретов, владея которыми мастера создают интересные, неповторимые произведения. Могут использоваться самые разнообразные ткани: от тонких шелковых до плотных шерстяных и нетрадиционных декоративных.
Стенд, на котором разместились изделия Ксении Дмитриевой – стильные лоскутные сумки, пользовался невероятной популярностью, особенно среди молодежи.
Все без исключения посетители с восторгом рассматривали произведение тулячки Елены Аксеновой – огромное панно «Зимние узоры», выполненное в сине-голубых тонах.
– Каждая новая выставка лоскутного шитья, организуемая на Тульской земле – это всегда праздник, наполненный яркими красками разноцветного текстиля, и в то же время – это соревнование авторов и коллективов, занимающихся лоскутным шитьем, – подчеркнула заведующая сектором по изучению и возрождению традиционного усадебного быта музея «Ясная Поляна» Инна Красова.
Фантазия и усидчивость
Зоя Разуваева приехала из Долгопрудного Московской области, она руководит студией лоскутного шитья, в которой занимаются 25 человек разного возраста.
– Ничего не меняется в этом ремесле, – отметила она. – Появились современные швейные машинки, но главное – фантазия автора и… усидчивость. Потому что работа эта кропотливая, требующая внимания, сосредоточенности. Современные люди отвыкли от такого: в век новых технологий мы уже и ручкой не пишем, печатаем все на компьютере, даже  почерки разбирать разучились. А тут – все подлинное, требующее, чтобы человек душу вложил.
Ремесло или искусство?
Между странами идет долгий спор: где же зародилось лоскутное шитье? Мастерицы отвечают так: оно появлялось там, где появлялись ткани. Каждая местность шла своим путем. В Россию ситцы были завезены из Англии в середине XIX века, до этого шили одежду из домотканого льна. Первые материи, изготовленные и окрашенные промышленным способом, были чрезвычайно дорогими – ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Неудивительно, что изначально лоскутные работы были с геометрическими узорами: сшивались полосочка к полосочке (этот стиль получил название «колодец»), квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. Аппликация, как вид лоскутного творчества, появилась значительно позже, ведь из-за дороговизны материалов считалось неуместным накладывать ткань на ткань.
– Есть тонкая грань между ремеслом и искусством, – подчеркнул на открытии «Пестрой поляны» Александр Карташев. – Все представленные работы вызывают восхищение. Каждая неповторима по композиционному и цветовому решению. Пестрые вещи при более внимательном изучении оказываются очень гармоничными.

Читайте также

14 Июл 2018 00:00 / Культура
Тульский музей оружия – единственный в своем роде, потому что неразрывно связан с прошлым и настоящим нашего города, его сущностью – защищать Отечество.

Читать »
Масштаб истории
14 Июл 2018 00:00 / Культура
Английские рыцари, норвежские викинги, русские пехотинцы, боевая техника и даже герои фэнтези – уменьшенные в 10, 30, 35, 72, 76, 100 и более раз…  Читать »
Кириллица - азбука не русская
07 Июл 2018 00:00 / Культура
Свой среди чужих: письменность, которую мы, русские, называем родной, создавалась отнюдь не для России, хотя и для славян. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

bfoh_iGDk_k.jpg

mjd.gif





Предпочтительный формат



da300x250_v5.png

Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги»  

Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter



банер открытые данные вниз.jpg