Культура

11:32, 06 апреля 2017

Юбилейный год маэстро

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

25 лет назад народный артист России Андрис Лиепа начал восстанавливать легендарные балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Шехерезада» и другие. На сегодняшний день возрождены 12 постановок, объединенные в проект «Русские сезоны», отрывки из них смогли увидеть тульские зрители на спектакле-концерте, посвященном 55-летию маэстро.
Балетные партии танцевали ученики и друзья Андриса Лиепы, приехавшие его поздравить, сам он исполнял роль ведущего, а после концерта ответил на вопросы журналистов.

О юбилее
– Мой день рождения 6 января, поэтому, отстояв рождественскую службу в храме, я прихожу домой, и мы отмечаем в узком кругу. Застолья не очень люблю, а вот такой юбилей на сцене, когда друзья приехали поздравить, мне больше по душе.
Самый первый такой концерт состоялся 13 января в Тбилиси, и было так здорово: собрались звезды балета со всего мира! На той сцене в прошлом мы много танцевали с моей постоянной партнершей Ниной Ананиашвили, и в первый раз «Лебединое озеро» я станцевал в этом городе.
Конечно, в Тбилиси без застолья невозможно обойтись, а потом в память об этом замечательном вечере мы в Москве вместе пошли в грузинский ресторан.
Вообще, на цифры я особого внимания не обращаю... Мой папа рано ушел из жизни – в 52 года, и я понимаю, какая это была огромная потеря для всех нас, в первую очередь – для семьи, а еще – для артистов, с которыми он мог бы работать, учить их, преподавать. 20 декабря прошлого года был вечер его памяти в Большом, а сегодня ко мне за кулисы пришла одна поклонница отца и принесла программки 70-х, 80-х годов, которые бережно хранит. И я расписался на своей фотографии: в нескольких спектаклях мы с папой танцевали вместе…

О «Русских сезонах»
– Я ушел со сцены в 32 года – из-за разрыва крестовидной связки. После операции танцевал еще пять лет. Конечно, я бы с удовольствием продолжал выступать и дальше, но это опасная травма, и не знаешь, что и в какой момент может случиться.
Зато радует, что многое смог сделать на поприще восстановления «Русских сезонов»: было еще много сил, после того как оставил сцену. И эти легендарные спектакли сегодня ставят по всему миру – в Марселе, Дрездене, Риме, Риге, Москве, Петербурге, Софии, Тбилиси.
Конечно, это колоссальная работа, когда ты убеждаешь людей, показываешь им эскизы костюмов и декораций, сделанных сто лет назад Львом Бакстом. Когда ищешь единомышленников и стараешься наполнить общий труд энтузиазмом, который был у Дягилева, Фокина… Ведь после революции их спектакли остались за границей. И французы считают их своими, американцы – своими, поскольку из Парижа Михаил Фокин переехал в Нью-Йорк и жил там до 1942-го
года, ставил «Шопениану», «Половецкие пляски», «Петрушку». А Тамара Карсавина жила в Лондоне, где до сих пор идет «Жар-птица», в которой она танцевала.
До перестроечных времен считалось идеологически неправильным популяризировать эти постановки. А теперь, возрожденные, они считаются классикой ХХ века, идут в Мариинке, Большом, Детском музыкальном театре.

О разном
В «Русских сезонах» участвуют те, кто готов работать – много, в любое время суток, однако есть артисты талантливые, но ленивые. А порой приходится репетировать после спектакля – в десять, в одиннадцать вечера, когда зал освободится…
К сожалению, из-за напряженного графика я не всегда успеваю посмотреть новые постановки других хореографов – к примеру, не видел спектакль, поставленный Михаилом Барышниковым в Риге, посвященный Бродскому. Съездила моя дочь Ксюша, ей понравилось. Мишу очень уважаю, он – человек пластики, предан балету, у него есть потрясающие постановки, к примеру о Нижинском.
Я люблю быть режиссером, работать с молодежью – это для меня интересно и важно. Те, кто сегодня принял участие в концерте, – мои ученики, и мне импонирует их отношение к роли, к выходу на сцену.
Чтобы сохранить себя в хорошей форме, каждый день обязательно занимаюсь у станка, делаю гимнастику. Сейчас потеплело, и скоро я опять буду кататься на скейте – очень люблю! А еще – на самокате, получаю удовольствие от того, что прогулка становится не праздной, а по-настоящему спортивной. Катаюсь чаще на Ленинских горах, туда мы когда-то выезжали вместе с отцом: он любил бегать и нас с сестрой приучил. И до сих пор по вечерам, после репетиций, когда на часах уже полночь, отправляюсь на пробежку – чтобы снять напряжение, накопившееся за день…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Судьба «Мелькора»

05 апреля, 11:15

Песня об Одессе

30 марта, 12:00

Взгляд с любовью

28 марта, 12:00