Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 04 Декабря 2020

Забытый бренд

Забытый бренд
11 Ноя 2013 19:49 / Культура
Сегодня, когда в моде минимализм, а новые технологии позволяют производить любые товары в невероятном количестве, из жизни уходит главное – красота, индивидуальность, уникальность вещей. Экспозиция, открывшаяся в музее «Тульский некрополь», показывает нам, как мастера прошлого буквально душу вкладывали в свой труд, а их изделия становились произведениями искусства.

Недаром Тула славится как город мастеровых людей, а наш край известен ремеслами. Благодаря месторождениям железной руды здесь развивалась металлообработка, в том числе – скобяной промысел. Первые найденные во время раскопок скобы и жиковины (накладки на дверь) были коваными, исследователи датируют их XVII веком.
В витринах и на стендах представлены созданные в разное время дверные и оконные ручки, замки и ключи разного размера, ручки мебельные и даже совсем непонятные современному поколению железные приспособления – скребки для очистки обуви, которые раньше устанавливались перед каждым крыльцом. Все это богатство предоставили десять тульских коллекционеров, которые приходили на места сноса частных домов, разыскивали и спасали от гибели уникальные предметы.
В конце XIX – начале ХХ века в искусстве был распространен стиль модерн, отличительные черты которого – отказ от прямых линий и углов в пользу природных, естественных. В экспозиции немало подтверждений этого направления – дверные ручки, затейливо изогнутые, перевитые листвой, даже тяжеленные утюги словно покрыты кружевом из металла.
Выставка рассказывает, что первая в России тульская художественно-ремесленная мастерская по обработке металлов, внесшая важный вклад в развитие индивидуального авторского производства бытовых изделий, появилась в начале ХХ века. Там готовили профессионалов на трех отделениях – кузнечно-слесарном, медно-литейном, чеканном, которые и создавали шедевры из металла. В 1911 году при ней был открыт музей, где демонстрировались образцы кустарной и фабрично-заводской промышленности. А выпускники мастерской показывали товары на различных выставках, где неизменно получали высокие оценки.
В 1924 году мастерскую перепрофилировали, и вместо индивидуального художественного подхода началось производство товаров широкого потребления. А потом и по всей Тульской области стали создаваться артели скобянщиков, ведь после Гражданской, а потом и Великой Отечественной войн был большой спрос на эту продукцию: повсеместно велось строительство, страна восстанавливалась после разрухи. За образцы мастера брали все те же вещицы, созданные в XIX веке, но технология изготовления и материалы упрощались – и качество, соответственно, ухудшалось.
– Я увлекся собиранием скобяных изделий еще в середине 80-х, – рассказал Эдуард Похмельнов, чья коллекция составила основу выставки. – Тогда сносили дома по всему Чулкову, и я просто не мог дать погибнуть этой старине, все нес домой: замки, шпингалеты, заслонки печные. Помню свой первый экспонат – ручку со стеклянным синим валиком, где обнаружилось клеймо с фамилией мастера, надписью «Сделано в Туле» и изображением медалей. Это так тронуло сердце: мой земляк почти век назад свой труд и душу вложил в создание нехитрой на первый взгляд вещицы. Я стал изучать тульское скобяное производство, составил каталог, где есть описание около 500 клейм, а в базе данных – около тысячи фамилий тех, кто в нашей губернии занимался этим производством. А по архивным данным на 1913 год, в одном только губернском центре около 500 дворов делали «скобянку» – она шла параллельно основному делу, оружейному. И фамилии мастеров – Королехин, Земцов – занимают в каталоге особое место: у них интересный, непохожий стиль. Но крупные партии подобных товаров производили  самоварные фабрики, в частности, братьев Шемариных, которые поставляли «тульское чудо» даже самому шаху персидскому. Вот на дверной скобе сохранилось клеймо их фирмы и рядом – герб восточного повелителя. Сегодня почти все уже разрушено, уходит старая Тула с ее маленькими домиками и кружевной резьбой. Но хочется, чтобы память о ней сохранилась – на снимках, на картинах местных художников, в этих удивительных предметах…
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Читайте также

Четыре циферблата Крапивны
25 Ноя 2020 08:14 / Культура
Те, кто бывают в Крапивне, не без удивления и радости отмечают: а старинное село-то преображается буквально на глазах! Куда ни глянь – строительные леса, штабеля всевозможных стройматериалов, снующие туда-сюда рабочие… Что нового откроется в бывшем уездном городе в ближайшей перспективе, а что уже принимает гостей? Читать »
Фото, кино и мир глазами Засецкого
09 Ноя 2020 09:21 / Культура
«Тут у нас представлены и хорошо всем знакомые фотоаппараты, которыми мы пользовались в юности: «ФЭД», «Зенит», «Смена», «Зоркий», «Любитель». А есть и редкие экземпляры фототехники, каких, возможно, вы и не сыщете в других музеях области, – поделилась с нашей репортерской группой Наталья Кипарина, экскурсовод Кимовского историко-краеведческого музея им. В.А. Юдина. – Например, вот этот, «Контесса-Неттел», был произведен во Франции в 1926 году. А этот, «Робра», изготовлен ровно столетие назад в Германии. Рядышком его земляк, но чуть помоложе – «Балда-Дрезден», выпущенный в 1927-м. Кстати, предлагаем поразмыслить, как правильно произносится: «БалдА» или все-таки поделикатнее «БАлда»? Музей носит имя его основателя: Владимира Юдина, историка, поэта, художника и – замечательного фотографа, умевшего делать обычными фотоаппаратами совершенно уникальные снимки, в том числе панорамные. Первые фотоаппараты люди несли Владимиру Алексеевичу в его коллекцию, и вот теперь она широко представлена в экспозиции». Читать »
Горячий прием для «прохладного джаза»
14 Окт 2020 14:36 / Культура

В Концертном зале Тульской филармонии в рамках юбилейного, Х Международного музыкального фестиваля духового искусства «BRASS DAYS» при поддержке компании Cargill состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения знаменитого американского композитора, аранжировщика и пианиста Дэйва Брубека.

Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 



da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Наш Twitter