Экономика

19:38, 25 июня 2014

Бизнесменам протянули руку помощи

Наш корр.

Каждый год в Тульской области открывается множество бизнес-проектов. Одни вскоре исчезают с рынка, не справившись с конкуренцией, другие оставляют позади вчерашних лидеров. О последних тенденциях в развитии малого и среднего предпринимательства рассказала председатель профильного комитета Татьяна Лапаева.
– Давайте сразу начнем с острой темы, которая сегодня у всех на устах, – ограничение продажи алкоголя. С одной стороны, это забота о гражданах. Но как быть предпринимателям, которые терпят убытки?
– Политика государства в сфере производства, оборота и потребления алкоголя направлена в первую очередь на защиту национальных интересов, жизни и здоровья граждан, обеспечение социальной стабильности, а не на защиту и продвижение частных интересов бизнеса.
Введение ограничений продажи алкогольной продукции преследует такие задачи, как сокращение уровня ее потребления, снижение «спонтанного» приобретения спиртного, уровня смертности, улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения.
Эта работа носит комплексный характер, наряду с уменьшением объемов продаж алкоголя реализуются мероприятия по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры. Так, за последние годы общие расходы бюджета области на строительство, реконструкцию спортобъектов, а также развитие массового и профессионального спорта по сравнению с 2011 годом увеличились более чем в 12 раз. Ожидать быстрого «эффекта» нельзя. Работа в данном направлении должна быть планомерной и системной.
– Кстати, принято считать, что тульские предприниматели преимущественно занимаются торговлей, тогда как другие виды бизнеса развиты не слишком сильно. Насколько это близко к истине?
– Действительно в структуре бизнеса порядка 50 процентов предпринимателей занимаются торговлей и услугами, ведь это проще: есть быстрый оборот денежных средств, возможность переориентации ассортимента реализуемых товаров и спектра предоставляемых услуг. В сфере транспорта и связи занято 11 процентов, строительства и обрабатывающих производств – около 7 процентов, сельского хозяйства – примерно 3 процента.
Эту ситуацию необходимо менять.
– Что может сделать ваш комитет для того, чтобы ситуация поменялась в лучшую сторону?
– Основная задача для нас в 2014 году – создание условий для благоприятного и динамичного развития бизнеса. Данная цель будет реализована с помощью государственной региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области».
Учитывая происходящие в настоящее время геополитические изменения, нестабильность курса рубля и образовавшуюся стагнацию на рынке определенных видов услуг, производства товаров, большую долю мероприятий финансовой поддержки мы ориентировали на развитие производства, помощь инновационным компаниям, а также предпринимателям, работающим в социальной отрасли.
– Вы неоднократно говорили, что одно из особо важных направлений деятельности – поддержка инновационных предприятий. Есть ли вообще такие в Тульской области и чем они занимаются?
– В рамках госпрограммы в 2014 году продолжается реализация мероприятий по субсидированию инновационных компаний. В 2013 году была оказана поддержка 10 субъектам малого и среднего предпринимательства, которые получили деньги на возмещение затрат по внедрению новейшего оборудования, по сертификации и патентованию производимой продукции.
Предприятия реализуют и развивают разноплановые проекты – это и разработка новых моделей устройств для бесстопорной разливки стали (ООО «Вулкан-ТМ»), и создание программного обеспечения (ООО «Комплесные решения»), и модернизация технологии выпуска язычковых музыкальных инструментов (ООО «Тульская гармонь»), и многое другое.
– Если уж говорить о лидерах в инновациях и не только, то регулярно в нашей области проходит конкурс на лучшие бизнес-идеи. Что предлагают реализовать туляки и удается ли это сделать на практике?
– Хочу сразу пояснить, что такие гранты предоставлялись только «новичкам» – это поддержка небольших старт­апов, в первую очередь производственного, инновационного и социального бизнеса. В 2013 году 14 миллионов рублей получили 64 начинающих предпринимателя по результатам проведения конкурса «Лучшие бизнес-идеи Тульской области».
Гранты – это не автоматическая раздача денег. Одно из требований – софинансирование расходов. Предприниматель должен вложить в проект собственные средства: не менее 15 процентов от суммы гранта. Таким образом, в конкурсе участвуют реальные бизнес-проекты, которые, получив господдержку, продолжают функционировать и развиваться. Например, деньги получили ООО «НПК «Армастек Тула» (производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их пеков), ООО «Тульская ягодная компания» (выращивание плодовых и ягодных культур), ООО «Барко» (организация переработки отходов пластмасс) и многие другие.
С 2014 года проведение конкурсов на предоставление грантов начинающим предпринимателям передано на уровень муниципалитетов – органам местного само­управления проще определить значимость того или иного проекта.
– Комитет может посодействовать бизнесменам только в финансовом плане – выдать гранты, субсидии, выступить поручителем и тому подобное? Или есть и другие виды помощи?
– Конечно, финансовая поддержка – не единственный способ помощи малому и среднему бизнесу. В регионе реализуется более 20 мероприятий в этом направлении.
Количество субъектов малого и среднего бизнеса, получивших помощь, увеличилось в почти в 6 раз: с 550 в 2012 году до 3000 в 2013 году. Взят курс на развитие инфраструктуры поддержки: в конце 2013 года созданы Центр поддержки предпринимательства и Региональный центр субконтрактации.
Первый оказывает консультационные услуги по юридическому, финансовому, маркетинговому и информационному сопровождению, а также предоставляет возможность бесплатно пройти краткосрочное обучение по различным образовательным программам.
В его структуре действует Евро-инфо корреспондентский центр, который оказывает содействие экс­п­орт­но ориентированным предприятиям в установлении деловых связей с партнерами на внешних рынках. Предприниматели могут получить консультации по внешнеэкономической деятельности, пройти бесплатно обучение деловому английскому языку, принять участие в бизнес-миссиях и выставках, проходящих на территории России и за ее пределами.
Региональный центр субконтрактации призван сосредоточить малые и средние предприятия вокруг крупных. Результатом его работы станет своего рода экономическая экосистема: мелкие организации будут обеспечивать услугами и материалами большую бизнес-единицу. В результате все окажутся в плюсе.
Ведется работа по созданию бизнес-инкубатора в Туле.
– Но насколько все эти меры эффективны?
– Разумеется, это предмет для тщательного анализа. Мы следим за показателями развития предпринимательства в Тульской области: долей малых и средних предприятий в их общем количестве, оборотом в целом и по видам деятельности.
Все компании, которые получили субсидии, в течение двух лет представляют в комитет отчеты, с помощью которых можно провести оценку социально-экономического эффекта использования бюджетных средств.
Это очень важная работа, ведь субсидии и гранты – не призы, а стимулы к развитию. Задача на 2014 год – не только сохранить, но и расширить мероприятия программы поддержки, привлечь в регион из федерального бюджета более 200 миллионов рублей, увеличить объем налоговых поступлений на сумму более 21 миллиона рублей, создать и сохранить не менее 950 рабочих мест.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий