Экономика

17:36, 05 июля 2016

Кадры для «новой индустриализации»

 Мария МАЛЫШЕВА
 Евгений ЛАТЫШЕВ

В Тульском государственном педагогическом университете будет создана уникальная система адресной подготовки и переподготовки специалистов для большой химии.
Программа развития Тульской области предусматривает создание научно-образовательного кластера – нефтехимического комплекса. Объединение усилий промышленных предприятий и учебных заведений позволит повысить качество подготовки специалистов, организовать проведение комплексных научных исследований и внедрение в производство результатов разработок. Все вышеперечисленное определяет задачи, которые ставит перед собой руководство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого: в частности, сделать вуз опорным не только для системы образования, но и для развития химической отрасли нашего региона.
Нефтехимический комплекс Тульской области включает ряд крупных и средних предприятий, среди которых Алексинский химический комбинат, новомосковский «Азот», «Щекиноазот», «Химволокно». Их эффективная работа требует использования современных технологий и инноваций, направленных на снижение издержек, повышение конкурентоспособности. Накоп­ленный на предприятиях и в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого научный и организационный потенциал позволяет рассчитывать на эффективность создаваемого комплекса.
Ректор ТГПУ им. Л. Н. Тол­стого, доктор физико-матема­тических наук, профессор В. А. Панин убежден, что в ближайшее время университет станет базовой площадкой подготовки и переподготовки кадров для химической отрасли:
– Потенциал факультета естественных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого не может не впечатлять: вузовские преподаватели не только ведут учебный процесс, но и включены в научные исследования. В вузе созданы инновационный научно-образовательный центр «Наукоемкие химические технологии» и научно-производственный центр «Химреактивдиагностика», на базе которых проводятся исследования в области полимерной, медицинской и нанохимии. За последние три года их сотрудниками успешно защищено семь кандидатских диссертаций, опубликовано более трехсот статей и тезисов докладов, издано три монографии. Кроме того, получено семнадцать патентов РФ, выиграно два гранта ФЦП, три гранта РФФИ, семь грантов администрации Тульской области, шесть грантов Фонда содействия развитию малых предприятий.
Наши специалисты доказали свой потенциал, умение эффективно решать практические задачи, необходимые для производства. Они активно сотрудничают с ведущими научными и научно-образовательными организациями и учреждениями России. Это МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН РФ, а также профильные предприятия тульского региона.
Среди наших последних стратегических достижений – открытие в 2015 году на Алексинском химическом комбинате базовой кафедры химических технологий. Это яркий пример тесного сотрудничества вуза и предприятия в сфере адресной подготовки специалистов высокой квалификации. Именно в таких условиях теоретические знания привязываются к конкретному производству, становятся настоящими профессиональными компетенциями.
– Владимир Алексеевич, можно ли расценивать этот опыт как ответ вуза на запрос региональной промышленности?
– Разумеется, это и является нашей главной задачей. Движение университета и предприятий навстречу друг другу было зафиксировано, когда ТГПУ им. Л. Н. Толстого стал одной из сторон соглашения между правительством Тульской области, ведущими предприятиями и образовательными организациями. Речь шла о подготовке кадров для химической промышленности. Последнее время мы все активнее сотрудничаем с работодателями, совместно с ними открываем в университете лаборатории, встраиваем в учебный процесс новые модули, рассчитанные на конкретные предприятия. В случае с Алексинским химическим комбинатом это особенно наглядно: студенты уже во время учебы знакомятся с производственным процессом, их не придется доучивать и переучивать. Задачи базовой кафедры – проведение производственных студенческих практик, совместные научные исследования, разработка магистерской программы для подготовки кадров высшей квалификации. Норма Закона об образовании об открытии базовых кафедр стала очень своевременной, и мы решили ею воспользоваться.
Еще одна важная задача, которая может быть эффективно решена в рамках неф­техимического кластера, – работа с выпускниками. Введение официального статуса «молодой специалист», предполагающего ряд льгот и преференций, позволит задержать на производстве ценные кадры. Мы ждем от наших партнеров по кластеру развития системы наставничества. И еще одно очень перспективное направление работы – проведение чемпионатов «WorldSkills Hi-tech» для рабочих нефтехимических предприятий. Эти конкурсы профессионального мастерства ориентированы на упреждающую подготовку кадров для высокотехнологичного производства. Наши рабочие осваивают лучшие международные практики, что не может не сказываться на всем производстве.
– Программа социально-экономического развития тульского региона рождалась из предложений экспертов. Вы активно участвовали в этой работе, совместно с ректором ТулГУ М. В. Грязевым возглавляли одну из рабочих групп. Теперь пришло время реализовывать программу – в частности, работать над созданием нефтехимического кластера. Эта масштабная задача наверняка ставит перед вузом непростые задачи?
– Я убежден, что Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого должен стать настоящим опорным вузом для всей нефтехимической отрасли нашего региона. У нас есть для этого необходимый потенциал и готовность работать на результат. Причем начинать надо еще со школы. Думаю, развитие должно идти по четырем основным направлениям: профессиональная ориентация школьников; подготовка и переподготовка кадров для предприятий нефтехимического кластера; привлечение и сохранение молодых специалистов; научная и ресурсная интеграция предприятий и образовательных организаций. Через несколько лет можно будет рассчитывать на утоление кадрового голода и выход на новый уровень.
Повторюсь, начало всему – работа со школьниками. Мы планируем создание профильных классов в районах нефтехимической кластеризации – тут понадобится потенциал наших преподавателей, выпускников, работающих в школах, и ресурсы предприятий. На базе университета будет создана областная естественно-научная школа, предполагается также расширение спектра олимпиад соответствующих профилей. Совместно с предприятиями и колледжами будем проводить профориентационные мероприятия.
Кроме того, должна быть разработана программа комплексной целевой подготовки кадров, когда в вуз приходит абитуриент, не только увлеченный химией, но и знающий, где ему предстоит работать. А предприятие, в свою очередь, рассчитывает на того, кто придет на производство, вкладывает силы и средства в его подготовку. Как показывает опыт, взаимная заинтересованность значительно увеличивает мотивацию обеих сторон.
– Все меры, о которых вы говорите, предполагают отдачу через несколько лет. А что можно сделать для улучшения текущей ситуации?
– Наша цель – не только подготовка, но и переподготовка кадров для организаций нефтехимического кластера. Очень важное направление работы – создание на предприятиях учебных центров профессиональной квалификации, реализация процедур независимой оценки и сертификации специалистов, разработка программ дополнительного профессионального образования по заказу предприятий. Все эти меры в короткие сроки могут дать импульс для инновационного развития кластера, ведь без преувеличения можно говорить, что от наличия квалифицированных кадров зависит очень многое.
Но я ставил бы задачу еще шире – необходимо создание опорного университета как базового образовательного кластера, обеспечивающего кадровый и интеллектуальный ресурс для всей системы. Мы планируем расширение спектра направлений подготовки бакалавров, разработку новых магистерских программ, создание базовых кафедр, где в учебном процессе будут участвовать лучшие специалисты предприятий. Они могут не только вести занятия, но и руководить дипломными проектами студентов.
– Человеческий потенциал – важнейшая составляющая производственного процесса. Но нельзя забывать о материальной базе. Располагает ли университет достаточными ресурсами для решения всех поставленных задач?
– Именно с этой точки зрения так важна запланированная интеграция предприятий региона, нашего университета и профессиональных образовательных организаций. Создание нефтехимического кластера, объединение всех возможностей делает экономику региона более привлекательной для федеральных инвестиций. Речь может идти как о целевых программах, так и о иных видах государственных заданий. Осенью в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого планируется открытие инжинирингового центра «Современные средства производства», что также позволит расширить спектр реализуемых в регионе инновационных проектов. Мы думаем и о других механизмах социального партнерства в вопросах модернизации учебно-лабораторной базы. Работы много, есть уверенность в своих силах и желание добиться серьезных результатов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий