Экономика

17:34, 17 июля 2019

Маркировка товаров: всем выйти из сумрака!

 Арсений АБУШОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

«Всякая поганка в лесу к чему-нибудь назначена. Потому порядок!» – объяснял в мультфильме-сказке про домовенка Леший. В реальном мире потребления пора тоже навести порядок, решили в федеральном Минпромторге и обязали производителей и продавцов целой череды товаров идентифицировать продукцию.

«Честный знак»
Так, с 1 марта обязательна маркировка сигарет и папирос, а с 1 июля такое условие стало необходимым и для обуви. С 1 декабря электронными метками должны будут обзавестись парфюмерия – от туалетной воды до духов, а еще фотоаппараты, шины и большинство изделий легкой промышленности.
– Маркировка товара – это размещение на его упаковке или этикетке уникального кода, где зашифрована подробная информация о продукте: где и кем выпущен, какой путь до прилавка прошел, – рассказал председатель ре­гио­наль­ного комитета по предпринимательству и потребительскому рынку Вячеслав Романов. – Функции оператора выполняет Центр развития перспективных технологий, который реализует проект по созданию единой информационной системы цифровой маркировки и слежения товара «Честный знак».
На практике схема будет выглядеть так: оператор генерирует уникальный код, а производитель наносит его на изделие. Подделать эту метку, как уверяют специалисты, невозможно. Затем продукция с кодом совершает свой путь, и неважно, какой: короткий – напрямую в магазин, или длинный – через логистические центры и дистрибьюторов на прилавок, а далее – к покупателю. Главное, что каждый пункт следования будет зафиксирован.
– По сути эта система сходна с ЕГАИС. Оператор получает конечную информацию о том, что продукция нашла своего покупателя и вышла из оборота, – подметил Романов. – Потребителю через приложение «Честный знак», которое можно скачать в Интернете, становится доступна вся подноготная изделия. Если товар не сканируется – значит, есть повод усомниться в его легальности, качестве, подлинности.

Все начиналось с шуб
Формат этот был апробирован в 2016 году – на производстве и продаже шуб. Тогда было много опасений насчет губительных для бизнеса нововведений, неэффективности и бессмысленности маркировки, но, как отмечают эксперты, практика доказала обратное.
– Эксперимент с шубами не привел к тому, что с рынка ушли производители или потребление данной категории товаров сократилось, наоборот – оно возросло. По данным статистики, если в 2015 году было продано 300 тысяч шуб, то в 2017-м –
уже 2 миллиона, – замечает руководитель комитета по предпринимательству.
Эксперты настаивают: маркировка товаров выгодна всем. С ее введением потребитель будет уверен в том, что покупает не контрафакт, честный предприниматель сможет рассчитывать на снижение издержек, оптимизацию своей работы, а государство – на сокращение «серого» рынка, увеличение налоговых и таможенных сборов, повышение производительности труда.

Время есть?
Чтобы не оказаться персонами нон грата, владельцам магазинов нужно зарегистрироваться на сайте «Честного знака», проверить способность работы онлайн-касс в новых условиях – возможно, аппаратам потребуется провести апгрейд.
– Кроме того, следует обновить систему товарного учета, поскольку вводится электронный документооборот. Ну и подключить 2D-сканер для считывания штрихкода, если такового прежде в торговой точке не было, – акцентировал внимание Вячеслав Романов.
Впрочем, у бизнеса еще есть немного времени в запасе. Законодательством предусмотрен переходный период. Так, с 1 июля прекратился выпуск немаркированных сигарет и папирос, но в рознице «неопознанные» пачки еще можно реализовывать целый год – вплоть до 1 июля будущего года.
Переходный период для распродажи запасов обуви будет короче: полный запрет на ее производство и оборот немаркированных пар вступит в силу с 1 февраля следующего года. Но тут следует учесть, что даже залежалый товар этой категории можно поставить на учет – продавцам достаточно обратиться за получением кода к оператору.
Есть вопросы? На них готовы ответить как в ре­гио­наль­ном комитете по потребительскому рынку, так и в Центре поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторе, и других институтах поддержки бизнеса, действующих в регионе.

Кассы в режиме онлайн. Продолжение
Маркировка товаров – это не единственные нововведения, которые ожидают бизнес. В полку тех, кто теперь обязан применять контрольно-кассовую технику (ККТ) нового образца, прибыло уже с 1 июля. Примкнуть должны, в частности, индивидуальные предприниматели, реализующие товары несобственного производства, оплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или патент, при этом не имеющие наемных работников; ИП, торгующие посредством автоматов (вендинг), а также организации и ИП, которые ранее выдавали бланки строгой отчетности.
Отсрочку на два года – до 1 июля 2021 года – могут получить индивидуальные предприниматели, которые продают товары исключительно собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги, при этом не имеют наемных работников. И закон четко оговаривает: как только у ИП появляются наемные сотрудники, предприниматели должны в течение 30 дней после заключения трудового договора зарегистрировать ККТ.
В свою очередь налоговики замечают, что в случае реализации права на отсрочку применения ККТ такие ИП не получат налоговый вычет по приобретению техники.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему