Экономика

19:54, 12 августа 2014

Ресурсы на всякий случай

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Туристы, впервые посещающие Щекинский, Богородицкий, Узловский, Киреевский и ряд других районов, часто задаются вопросом: «А что, в Тульской области есть горы?» Изумленным приезжим невдомек, что на самом деле возвышения, которые они видят из окон поезда или автомобиля, – это терриконы шахт. Вернее, бывших шахт.

В прошлом наш уголь вызывал интерес у отечественных электростанций и промышленных предприятий, а теперь – разве что у блогеров-путешественников. В Интернете в живых журналах активных пользователей можно найти фотоотчеты о посещении заброшенных объектов угледобычи. На снимках – разбитое оборудование, остатки мебели, кипы залитой дождями какой-то документации. В целом – разорение и уныние. Казалось бы, шахты ушли в историю и какой смысл о них вспоминать? Но это – подход обывателя. У министра промышленности и топ­ливно-энер­ге­ти­чес­кого комплекса Дмитрия Ломовцева отношение к ситуации иное.
– Необходимо ­провести большую научно-ис­сле­до­ва­тельскую работу по оценке перспектив дальнейшего развития Подмосковного угольного бассейна, – убежден Дмитрий Алексеевич. – В первую очередь нам нужно понять, в каком состоянии находятся все технические объекты региона. И только после всестороннего технического освидетельствования, а также анализа современных механизмов добычи и переработки угля можно сделать выводы относительно построения планов. Еще один вопрос стоит на повестке дня: сможем ли мы привлечь стратегических инвесторов, если вдруг угледобыча окажется для кого-то привлекательной.
Министр констатировал: консервация объектов не завершена до сих пор, хотя эту работу специалисты должны были провести еще в девяностые. Но ни у кого нет на руках актов о ликвидации закрывшихся шахт.
– И никто из профессионалов не может сказать сегодня наверняка, в каком состоянии находятся бывшие шахты, насколько они безопасны как с точки зрения эксплуатации, так и пребывания на их территории жителей окрестных населенных пунктов, – продолжил Ломовцев. – Вопросов много: где проходит зона отчуждения, насколько полно проведена рекультивация и так далее. Эта проблема очень большая. Минэнерго мы ее уже озвучили.
Специалисты говорят, что для анализа ситуации нужно закладывать шурфы, а также проверять состояние подземных и поверхностных вод. На все это понадобятся и деньги, и время, и кадры. А главное – требуется провести современное исследование характеристик тульского бурого угля. Правда, многие заранее говорят, что его все равно использовать нецелесообразно. Однако есть и другие эксперты, которые убеждены: торопиться с выводами не стоит. Возможно, еще наступит момент, когда вновь понадобится труд шахтеров, а к углю станут относиться с большим уважением. Все-таки он – альтернативное топливо. Пусть будет. На всякий случай.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий