Власть

09:00, 16 мая 2014

Государственные закупки по правилам

 Полина КРЫМОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

«Лексус» для сотрудников научно-исследователь­ского института, массажное кресло стоимостью 100 тысяч рублей для исправительной колонии, банкет за несколько миллионов рублей. Порой чиновники, представители бюджетных организаций не в силах отказаться от дорогих игрушек. Только тратить собственные деньги они не хотят. Да и зачем, если есть казенные?..

Томографы
по заоблачной цене
Скандалы с закупкой товаров по завышенным ценам, приобретением предметов роскоши случаются регулярно. Касаются они государственных заказчиков и их муниципальных коллег, хозяйствующих организаций с государственным участием и даже частных компаний, живущих за счет тарифов, взимаемых с населения.
Четыре года назад право­охранительными органами было установлено завышение цен на компьютерные томографы, закупаемые тульским здравоохранением. Чиновник, поставивший свою подпись под контрактом, «заработал» три года условного наказания и полумиллионный штраф.
Недавно Тульская область опять прославилась, когда на сайте «За честные закупки» появилась информация о том, что ОАО «ТЭК», взимающее с населения плату за электроэнергию, в том числе и в рамках общедомовых нужд, решило выделить почти 7 миллионов рублей на Toyota Land Cruiser.
У недобросовестных заказчиков в ход идут все средства. Например, поставка компьютеров, но обязательно с программами малоизвестных фирм, которые свой «софт» продают только «нужным» людям. Одно время популярной была закупка лекарств, когда в перечне из десятка или сотни позиций оказывалось одно-единственное средство, которое может поставить только официальный дилер фирмы-производителя. Отделить эту позицию было нельзя, и весь контракт на миллионы, а то и десятки миллионов рублей на поставку лекарств разных производителей  оказывался в руках дилера.
Серые схемы – явление распространенное. К примеру, нечистоплотный поставщик через фирму-однодневку принимает участие в торгах, снижает цену ниже себестоимости, а потом отказывается от исполнения контракта. В итоге добросовестные поставщики либо не могут вы­играть этот подряд, либо должны как-то договариваться с шантажистом, а заказчик долгое время не может получить нужные ему работы.

Что 44-й ФЗ
нам приготовил
– Система  государственного и муниципального заказа – один из важных механизмов обеспечения эффективности госрасходов. Поле применения нового, 44-го ФЗ о контрактной системе затрагивает не только процесс торгов, как это было в предыдущем законе. Задача контрактной системы – обеспечить закупку продукции с необходимыми характеристиками по оптимальной цене, – прокомментировала нашему изданию директор департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок министерства финансов Тульской области Ольга Гремякова. – Поэтому новый закон охватывает весь процесс закупки – от планирования затрат на стадии подготовки проекта бюджета до момента полного исполнения контракта и окончательного расчета с поставщиком.
Теперь государственный и муниципальный заказчик  сначала подтверждает потребность, формируя план закупок, где результат торгов увязывается с показателями эффективности государственных программ, а потом готовит план-график, в котором содержится информация о конкретных  сроках размещения торгов, цене и объеме товаров, работ, услуг.
Закон о контрактной системе требует от заказчика не только обосновать целесообразность приобретения товара, работ, услуг с определенными характеристиками, но и определить, насколько соответствует цена, выставляемая на торги, рыночным предложениям. Причем делать это приходится заранее – на этапе планирования.
После завершения торгов заказчик должен сформировать и представить отчет, подтвердив качество закупленных товаров, работ и услуг, в том числе и путем их экспертизы.
В ближайшее время ожидается выход документов, которые регулируют вопросы нормирования в рамках контрактной системы. Это еще одно новшество закона – будут описаны характеристики наиболее критических товаров, работ, услуг, по которым у некоторых заказчиков было искушение уйти в премиальный сегмент либо сузить круг поставщиков, прописав излишние характеристики, которые не являются необходимыми.
Новация закона – это внешняя экспертиза, проводимая как экспертами по требованиям заказчика, так и общественными организациями по своей инициативе.
Появилась норма об общественном обсуждении крупных закупок. Повысилась прозрачность этапа определения начальной цены, стали доступны для анализа и мониторинга результаты исполнения контрактов.
Отмечу, что многие из новаций закона были давно реализованы в нашем регионе. Последние два с половиной года подходы к размещению госзаказа претерпели очень сильные изменения в сторону максимальной открытости и прозрачности.
Любой житель Тульской области может зайти на сайт http://goszakaz.tula.ru и получить информацию о планах закупок, посмотреть актуальный список размещенных торгов. Есть возможность узнать, что именно закупает конкретное учреждение и по какой цене. И  увидеть всех, кто закупает какой-то определенный товар, работу или услугу.
Предприниматели на этом сайте могут подать свои ценовые предложения, в том числе и по договорам, заключаемым учреждениями напрямую, – закон в ряде случаев дает такое право заказчиком.
Весьма эффективной оказалась практика проведения экспертных советов, созданных при ряде министерств. Ими мониторится стоимость продуктов питания, закупаемых заказчиками, оздоровительных и санаторных путевок, качественные характеристики некоторых лекарств и медицинского оборудования. Также анализируется цена и целесообразность закупки автотранспорта для муниципальных и государственных заказчиков.
Для того чтобы избежать возможности размещения заказчиками торгов под «своих» поставщиков, мы уже несколько лет практикуем размещение совместных аукционов — когда заказчики, которым нужна одинаковая продукция, закупают ее общей закупкой с одинаковыми для всех  требованиями к характеристикам, условиям поставки. Такие торги проходят на продукты питания, топливо, компьютерную технику, ряд лекарств, изделий медицинского назначения.
В рамках реализации проекта «Открытое правительство» было внедрено обсуждение крупных (более 100 миллионов рублей) закупок. С декабря 2013 года стартовал отдельный сервис на портале «Открытый регион 71». Несмотря на то что законом о контрактной системе предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок свыше 1 миллиарда рублей, в нашем регионе на публичное обсуждение выносятся все закупки, чья стоимость превышает 100 миллионов рублей.
Зрители телеканала «Первый Тульский» могли заметить, что с февраля на нем появляется информация о размещаемых закупках на сумму, превышающую 5 миллионов рублей. Мы стараемся донести эту информацию до возможных поставщиков – ведь чем сильнее конкуренция, тем больше экономия и выше качество. Для общественников это тоже интересно – есть возможность сразу увидеть, на что тратятся значительные средства.
Мы провели анализ размещения торгов за первые четыре месяца этого года. Государственными заказчиками размещено более двух тысяч конкурентных форм торгов на сумму свыше 5 миллиардов 200 миллионов руб­лей. Почти по тысяче из них торги уже состоялись, и экономия составила более 200 миллионов рублей — это 7,6 процента.
Под контролем Народного фронта
Над прозрачностью и честностью закупок трудятся не только чиновники, но и общественники. Под эгидой Общероссийского народного фронта заработал сайт  «За честные закупки». Его адрес: http://zachestnyezakupki.onf.ru. Благодаря ресурсу любой желающий может принять участие в борьбе с коррупцией.
Для этого сначала надо зарегистрироваться на сайте. А затем в соответствующем разделе сообщить о нарушении. Если информация подтвердится,  то ОНФ будет бороться за то, чтобы закупка была отменена. Кстати, к настоящему моменту удалось добиться того, что не состоялось порядка четырех десятков сомнительных сделок. Предполагаемая сумма контрактов тянула на ни много ни мало на 33 миллиарда рублей. Кроме того, благодаря активной работе общественников удалось устранить 69 нарушений на сумму 98 миллиардов рублей.
На том же сайте в открытом разделе размещены истории сомнительных закупок. А если перейти по соседней ссылке, то можно узнать, кто и для каких целей приобретал за бюджетные средства дорогущие внедорожники и массажные кресла.
Впрочем, сайт – не только возможность заявить о нарушениях или же ознакомиться с коррупционными историями. Ресурс – это еще и своеобразный учебник. В разделе «База знаний» подробно расписаны все этапы проведения закупок: от планирования до подведения результатов торгов. А в соседнем разделе «Wiki-тыринг» можно получить исчерпывающую информацию о том, как вести себя в том случае, если одна из сторон нарушает правила.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий