Власть

09:00, 30 января 2015

Груздев: я пойду до конца

 Ирина МИХЕЕВА
 Оксана ИЗОСИНА

Еще в конце прошлого года на свет появился проект постановления Правительства РФ, согласно которому перечень населенных пунктов, находящихся в чернобыльской зоне, существенно сокращается. Так, судя по документу, только в Тульской области статус теряют 475 городов и деревень.

Поторопились?

Таким образом  льгот могут лишиться около 190 тысяч жителей, большинство из которых – будущие мамы и женщины, находящиеся в декретном отпуске, пенсионеры, инвалиды.
Тем не менее правительство постановление не приняло, да и под проектом нет ни одной подписи федерального министра – только заместителей. Что, впрочем, никак не помешало Министерству финансов заложить в бюджет страны на 2015 год сумму субсидий на уже «обезжиренный» перечень чернобыльских населенных пунктов.
Пикантная деталь: незадолго до Нового года правительство провело через Госдуму закон, перекладывающий обязанность выплачивать «чернобыльские» на плечи регионов. Да, субъекты Федерации, конечно, будут получать на это средства из федерального бюджета, но денег уже запланировано меньше. Экономия на Тульской области предположительно должна составить около 1,9 миллиарда рублей – капля в море для российской казны и неподъемная ноша для региональной.
Сенатор Юлия Вепринцева предложила коллегам в Совете Федерации ФС РФ еще раз вернуться к этой теме и рассмотреть ее подробнее. Инициативу поддержали, а потому дискуссия по «чернобыльскому вопросу» прошла на заседании комитета верхней палаты парламента по социальной политике.

Негативная реакция

Больше всего от постановления, если оно будет принято, помимо нашей области пострадают Брянская и Орловская. В целом же документ затрагивает интересы жителей 14 субъектов Федерации. От лица всех региональных уполномоченных по правам ребенка тульский омбудсмен Инна Щербакова задала авторам проекта простые, но важные вопросы:
– Почему при разработке документа не учитывалось общественное мнение и позиция правозащитных институтов? Почему именно сейчас, когда прогнозируется экономический спад и снижение уровня материального благополучия населения, нужно форсированно пересматривать перечень «чернобыльских» населенных пунктов? – обратилась она к присутствующим сотрудникам правительства. – В Тульской области понятие «Чернобыль» имеет вполне осязаемую форму. У нас получателями различных мер поддержки на загрязненных территориях являются более 75 тысяч детей. Отмена денежных выплат повлияет на качество их жизни. Кто сможет сказать, сколько семей в 14 регионах не справятся с ситуацией и не перешагнут за черту неблагополучия? Мне кажется, Министерство финансов не очень волнуют эти последствия, ведь они лягут на плечи губернаторов, депутатов, глав муниципалитетов, уполномоченных по правам ребенка, в конце концов…
Председатель Тульской областной Думы Сергей Харитонов поддержал коллегу и заявил, что депутаты информацию о готовящихся изменениях восприняли «крайне негативно».
– В ноябре 2014 года Тульская областная Дума направила обращение в Совет Федерации, Государственную думу и Правительство Российской Федерации. Мы высказали и свои опасения, и свои предложения, – напомнил он. – С нашей точки зрения, проект постановления явно недостаточно проработан. Перечень не соответствует официальным данным Росгидромета о радиоактивном загрязнении территории и результатам дополнительных исследований профильного НПО «Тайфун». Там нет целого ряда населенных пунктов, где уровень загрязнения превышает допустимые величины, а в названиях имеющихся допущены неточности. Вы же понимаете, что в будущем при оформлении льгот сегодняшняя небрежность обернется массой проблем для людей.
Но зачем вообще нужна была спешка? На этот вопрос попыталась ответить представитель Министерства финансов РФ.

Позиция Минфина
Отбиваться от возмущенных регионалов, членов Общероссийского народного фронта, Союза «Чернобыль» и других Минфин отправил Светлану Гашкину, директора департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы, науки. Она постаралась изложить позицию ведомства логично, насколько это было возможно. Заверила, что действовали авторы документа строго в соответствии с законодательством, анализировали официальные данные и сделали вывод, что ряд территорий вполне смогут развиваться эффективно и без статуса «чернобыльская зона». Поэтому и бюджет сформировали так, как сформировали.
– То есть реальный нормативный акт не вышел, но средства в бюджете уже изменены в отсутствие закона. А Счетная палата этот вариант как оценивает? – поинтересовался председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский.
– Мы также выражаем озабоченность тем, что тот объем финансовых ресурсов, который заложен в бюджете, может привести к риску невыполнения публичных обязательств, – ответил аудитор Счетной палаты РФ Владимир Катренко.
– Это исключено! – тут же заявила Гашкина. – Даже в случае недостатка средств все будет восполнено через внесение изменений в бюджет.
– То есть вы собираетесь за нас, законодателей, за Счетную палату решить этот вопрос? Это, конечно, хорошо, но нам хотелось бы быть участниками этих процессов, – иронично заметил Рязанский.
В обсуждение включился губернатор Тульской области Владимир Груздев.
– А у вас дети есть? – обратился он к Гашкиной.
– Даже внучки есть.
– Не живут они в чернобыльской зоне?
– Мы сейчас не рассматриваем этот вопрос, – возмутилась чиновница.
– Вы знаете, все вопросы нужно пропускать через себя, – сказал Груздев. – До тех пор пока вы будете использовать только бухгалтерский подход, ничего не получится. Вы посмотрите, в какой спешке пытались провести принятие постановления правительства! Помимо прочего, готовя это решение, не предупредили регионы. С министром финансов Силуановым мы не раз обсуждали эту тему. Ему не мешало бы поработать в кресле губернатора, у которого сотни тысяч человек теряют льготы. Население в регионах ЦФО идет на убыль, экономическая ситуация сложная, и в этих условиях вы хотите отнять деньги у беременных? У женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком? О чем вы говорите?
– Вы для этого и губернатор, чтобы спокойствие было в массах, – попыталась парировать Гашкина, но, услышав смех и неодобрительный гул в зале, тут же на всякий случай добавила, что представляет только свое министерство, а не правительство в целом.
– Именно поэтому моя задача – привлечь внимание общественности, органов представительной власти, чтобы остановить неправильные решения, которые инициирует Министерство финансов, – отрезал Груздев.

Лукавая статистика

Дальше комитет Совета Федерации заслушал представителей ведомств, которые должны были отслеживать состояние территорий, пострадавших в результате аварии на АЭС. Но специалисты быстро начали расходиться в показаниях…
Так, представитель Росгидромета заявил, что каждый год на исследования выделяется всего несколько миллионов рублей, а вовсе не миллиарды, как до этого утверждала Гашкина. И на более чем скромные деньги можно провести замеры далеко не во всех населенных пунктах. Откуда же взяться полной информации?
Однако именно на эти скудные данные приходится во многом опираться Роспотребнадзору, выдавая заключения о наличии или отсутствии угрозы для людей, проживающих в чернобыльской зоне. По расчетам ведомства выходит, что большинство областей, где имеются загрязненные территории, на самом деле чисты и безопасны.
– А как вы тогда прокомментируете естественную убыль населения Тульской области: за 25 лет оно сократилось на полмиллиона человек? – поинтересовался у представителя Роспотребнадзора Владимир Груздев. – Если в 1986 году в регионе на 100 тысяч жителей заболеваемость раком щитовидной железы составляла 3,9, сейчас – 7,9, то есть рост в два раза. Врожденные аномалии развития на 1000 населения были 0,3, сейчас – 1, то есть рост в 3,3 раза. И так далее.
Эксперты снова разошлись во мнениях. Одни говорили, что эти данные могут быть и не связаны с чернобыльской катастрофой, другие утверждали обратное и спрашивали, почему же по соседним территориям подобной картины нет.
– Я думаю, что нам всем не хватает независимой оценки общественности, – заключил председатель комитета Совфеда Валерий Рязанский.
Владимир Груздев в продолжение темы напомнил ситуацию с принятием закона о монетизации льгот. Тогда, по его словам, Минфин политически «продавил» жесткое решение, а потом его пришлось отменять, так как тысячи возмущенных людей вышли на улицы.
– Коллеги, я призываю вас не совершать тех же ошибок, – обратился губернатор к присутствовавшим. – При принятии постановления основной удар придется на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. И в отстаивании интересов жителей я буду занимать принципиальную позицию, я пойду до конца.

Продолжение следует
В итоге комитет Совета Федерации пришел к тому, что вопрос о сокращении зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС требует дальнейшего обсуждения с привлечением общественности и экспертов. Принимать окончательные решения необходимо поэтапно с учетом данных мониторинга радиационной обстановки.
Как отметила сенатор от Тульской области Юлия Вепринцева, важно, чтобы, во-первых, были внесены поправки в бюджет, во-вторых, был предусмотрен переходный период, а не просто резкая отмена выплат, в-третьих, чтобы жители получили полную и достоверную информацию по данному вопросу.
Удастся ли парламенту, общественным организациям убедить федеральных чиновников, что нельзя бухгалтерский подход применять к живым людям, покажет время.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему