Власть

19:54, 16 декабря 2013

К вопросу о справедливости

Нервное напряжение людей, пришедших в региональный фонд имущества, кажется, можно было даже пощупать, не то что ощутить. Оно чувствовалось в закрытых позах, тяжелых взглядах в спину, пока еще негромких, но уже откровенно недовольных репликах...

Рядовая, казалось бы, процедура проведения аукционов по предоставлению в аренду участков для временного размещения некапитальных объектов (если конкретнее – автостоянок) неожиданно вызвала массу негодования в предпринимательской среде. Ситуация, к слову, стандартная – разговор о том, что все сделки с продажей и арендой земли область проводит посредством торгов, идет года два, а «народные волнения» по этому поводу случились только сейчас. Зато сразу широко – с обвинениями в намерении уничтожить в регионе сферу малого и среднего бизнеса, в глобальной несправедливости и желании продать все москвичам или калужанам. Претензий становилось все больше, а облик распорядителей региональным имуществом – все демоничнее. Казалось бы, заместителя председателя регионального правительства – профильного министра Валерия Шерина должны были окружить тройным кольцом и вопросами замучить, но нет – его появление особого интереса в рядах недовольных почему-то не вызвало.
Зампред напомнил пришедшим о существовании такого полезного документа, как Земельный кодекс РФ, и о его требованиях придерживаться принципов публичности, открытости, прозрачности и эффективности процедур при любых манипуляциях с землей.
– Единственная процедура, соответствующая всем этим принципам, – это открытые по составу участников торги, – заявил Шерин. – Только они позволяют нам определить на условиях равной конкурентной борьбы оптимальный уровень платы за использование земельного участка.
Министр добавил: по всем выставленным лотам действует преимущественное право предыдущих арендаторов, которым те спокойно могут воспользоваться.
– У нас в аукционной документации между строк ничего не написано, – продолжил заместитель председателя. – Мы разыгрываем лоты только с тем разрешенным видом использования, который там указан. То есть это автопарковки и ничего более. Трансформировать договор во что-то другое не получится, осуществлять капитальное строительство на этих участках нельзя. Любого рода нарушения будут пресекаться.
Подчеркнув невозможность спекуляции земельными наделами, Валерий Шерин пожелал участникам честной борьбы и вышел, получив от предпринимателей только один вопрос: «Есть ли потолок у цены на участок?»
Вопрос этот не столько важный по содержанию, сколько показательный. Допустим, люди не уверены в эффективности и прозрачности новой процедуры, опасаются обмана и краха собственного дела… Это как раз понятно и объяснимо. Непонятно другое: почему при всех своих стра­хах они так и не нашли времени или возможности хотя бы в общих чертах ознакомиться с правилами проведения торгов, которые без особых усилий можно обнаружить в Сети? Даже не попытались самостоятельно выяснить, что их ожидает, уже не говоря о том, чтобы проконсультироваться со специалистами.
Первый лот – участок, площадью 1765 квадратных метров в Пролетарском районе – разыграли спокойно. Победителем аукциона здесь была признана предыдущий арендатор Мария Китаева, с которой и будет заключен трехгодичный договор с размером арендной платы 293 135 рублей. А дальше во вполне мирно проходивший процесс вмешалась… возмущенная общественность.
– Мы хотим присутствовать! Я вложил в этот участок деньги и душу! Уже заранее все известно!..
В небольшом кабинете, где проходил аукцион, моментально стало душно и тесно. Взбудораженные граждане были как-то не настроены идти навстречу проводившим торги. Тот факт, что аукционисту стало не слишком комфортно работать из-за того, что все говорили одновременно, забывали выключать сигналы мобильных телефонов и далеко не с первого раза рассаживались так, чтобы комиссии были хорошо видны все участники, кажется, мало кого смущал. Главное – высказаться.
–У нас сейчас всё эти москвичи заберут! – как заклинание твердили собравшиеся, в то время как единственный присутствовавший на торгах представитель «этих москвичей» тихо сидел в углу, торговался вяло и вообще, похоже, пытался слиться с окружающей средой.
Самое интересное – ни одно из высказанных предположений так и не сбылось. Все четыре разыгранных участка достались предыдущим арендаторам, воспользовавшимся преимущественным правом. Торги по пятому – на Косой Горе – признаны несостоявшимися по причине отсутствия участников, здесь заключить договор по стартовой цене также будет предложено действующему арендатору. Ровно такой же итог и у состоявшегося на следующий день аукциона по еще пяти наделам. В целом же по 10 разыгранным за два дня участкам восемь арендаторов воспользовались преимущественным правом, один отказался и один пока не дал ответа.
Так в чем же та самая несправедливость, о которой так громко заявляли предприниматели? В том, что принадлежащие области участки выставлены на торги по рыночной цене? Так это стандартная практика, вполне вписывающаяся в законы экономики. Задача профильного министерства и фонда имущества, как распорядителей региональной собственности, – использовать последнюю максимально эффективно для наполнения областного бюджета, которому требуются немалые средства на реализацию солидного объема социальных проектов. Сложно упрекнуть людей в том, что они добросовестно исполняют собственные обязанности. Да и если посмотреть предметно: участок площадью в 928 квадратных метров по улице Тургеневской ушел с аукциона по цене 218 264 руб­ля в год. Разделить эту сумму на 12 месяцев – получится примерно 18 200 в месяц. Вряд ли такая плата дотла разорит акционерное общество, учитывая дефицит парковочных мест в центре города и рыночный уровень цен.
Между прочим, в экономике «справедливость» трактуется как требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. И торги в данном случае – единственный способ соблюсти это требование.
Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
www.tularegion.ru
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий