Власть

18:59, 24 февраля 2015

Малый бизнес: лозунги, инициативы, перспективы

 Арсений АБУШОВ
  
Бизнес должен стать идеологией молодых, и тут даже слово «пропаганда» будет уместно. С такой глобальной постановкой задачи на заседании рабочей группы Госсовета, проходившем в Туле, согласились все его участники. Обсуждение этого вопроса обошлось не без юмора, но без споров, чего не скажешь про другие инициативы.

Когда финиш становится стартом
Это заседание рабочей группы Госсовета – сродни проверке учеником своей контрольной работы перед сдачей ее учителю.
– Сегодня происходит этап передачи эстафеты от рабочей к редакционной группе. Завершаются публичные обсуждения, сбор идей. Продолжается работа по их анализу и внесение заключительных редакционных правок в доклад, – предварил начало прений начальник Управления Президента  РФ по обеспечению деятельности Госсовета Михаил Брюханов.
– Проведена большая работа. Рассчитываю, что итогом встречи станет окончательно сформированный проект доклада и предложения, которые уже в конце марта будут вынесены на рассмотрение Президента России, – подчеркнул председатель тульского правительства Юрий Андрианов.
Проект действительно получился публичным и в большей степени касался именно малого бизнеса. В онлайн-режиме предприниматели со всех уголков страны могли вносить свои инициативы.
– Более 300 предложений от коммерсантов поступило через сервис на портале «Открытый регион 71», а в опросе информагентства «РБК», которое нас поддержало, приняли участие порядка 17 тысяч человек, – озвучил цифры секретарь рабочей группы, тульский бизнес-омбудсмен Андрей Спиридонов.
Идей было действительно много, однако не все оказались одинаково полезными.
– Многое делается в стране для поддержки малого и среднего бизнеса, но создается впечатление, что есть рабочие группы и по препятствованию развитию. Так вот, пусть эта проблема будет решена, – высказал пожелание Михаил Брюханов. И дабы слова не разошлись с делом, предложил проанализировать «черновую» версию доклада директору профильного департамента Минэкономразвития РФ Наталье Ларионовой.
– Доклад структурирован, и речь идет в основном о редакторских правках, хотя у министерства есть предложения, – сказала Ларионова. – Много разделов, в которых пока либо нет конкретики, либо соответствующие указания уже даны главой государства. Главное же, что от нас сейчас требуется, – это оценить, насколько документ, нами подготовленный, будет близок к поручениям президента по итогам Госсовета. Например, у нас много предложений с налоговыми инициативами. Но нужно сосредоточиться на двух-трех самых необходимых мерах и уйти от глобальных вопросов.
Тут Наталью Ларионову особенно активно поддержал президент РСПП Александр Шохин. По его мнению, также необходимо найти баланс между интересами регионов и Центра.
– Очень важно, чтобы федеральные ведомства договорились «на берегу» и на заседании Госсовета Минфин не вычеркивал предложения, подготовленные рабочей группой, по принципу: денег нет, а есть кризис и нужно меры поддержки отложить «на потом», – сказал Шохин.

Каникулы
«строгого режима»

В этот раз бизнесмены еще могли выступить с инициативами. Но, как оказалось, большинство проблем и способы их решения уже отражены в докладе. Так, предприниматель из Тулы Игорь Золотов предложил расширить программы по субсидированию процентных ставок по кредиту. В первую очередь коммерсант говорил о валютных займах:
– Я взял средства для расширения производства по выпуску товаров народного потребления. Но ситуация на рынке и наличие валютного кредита поставили компанию в сложные условия. После роста евро получилось, что кредит у меня увеличился чуть ли не в 2 раза. И как выживать? Я предлагаю по валютным средствам, которые были привлечены для развития производства, процентные ставки субсидировать даже не вполовину, а в полном объеме.
Как пояснил бизнесмену первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, в ближайшее время появятся новые инструменты для субсидирования, кредитования и перекредитования займов.
– С середины марта возможны будут программы под 6,5 процента годовых.  Оператором выступит Агентство кредитных гарантий, – сообщил Корочкин.
– Кредиты под низкие проценты – это хорошо! Но что нам делать с надзорными органами? – вопрос одного из бизнесменов предприниматели встретили одобрительными аплодисментами. – Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, налоговая, трудовая, пожарная инспекции… Общение с этими ведомствами зачастую происходит в карательном формате. Мы же хотим перейти в плоскость сотрудничества. Может быть, стоит увеличить количество предупреждений, а не штрафов? Ведь когда инспектор приезжает на объект малого бизнеса, особенно на этапе развития, он с вероятностью 99 процентов найдет хотя бы недочеты. И тут же следуют очень высокие штрафы, которые могут привести к значительному финансовому ущербу, если не к остановке производства.
– В докладе целый раздел посвящен повышению качества контроля надзорной деятельности, – взял слово бизнес-омбудсмен Андрей Спиридонов. – Опросы показали, что проверки – один из главных факторов, беспокоящих предпринимателей. Президент Владимир Путин уже сказал, что необходимо вводить «надзорные каникулы». Кроме того, мы предлагаем также сделать штрафы для малого и среднего бизнеса ниже низшего предела хотя бы в два раза. И еще одна наша инициатива – это повторное внесение предупреждения вместо штрафа. Мы акцентируем внимание в докладе и на так называемом потребительском экстремизме: люди пишут под вымышленными именами жалобы, а органы контроля, не разобравшись, устраивают проверки. Наше предложение – обязать надзирающих устанавливать личность заявителя.

Успешный
бизнесмен Левша

Вопреки предположениям, что коммерсанты интересуются лишь деньгами, особенно жаркие дебаты разгорелись при обсуждении образования. Самым ярким получилось выступление президента Ward Howell International Сергея Воробьева. Эксперт работает при Правительстве РФ – занимается поиском кадров для проведения государственных реформ. Его теория строится на четырех «у»: учеба, упорство, успех, улыбка.
– Не нужно раздавать рыбу, нужно научить ее ловить. Люди должны захотеть пойти в бизнес. Давайте его героизировать, – предложил Воробьев. – Нужен образ героя? Пожалуйста: «Тимур и его команда–2». Сценарий таков: я, таджик, ради русской девушки-бухгалтера, начав с шаурмы, победил у себя в городе мирового лидера фастфуда. Другой сценарий – про тульского Левшу, который построил сеть кузниц по подковке блох, – под одобрительный хохот фонтанировал экстравагантными идеями эксперт. – Уверяю, коммерсанты готовы давать деньги на поддержку и реализацию таких проектов. Патриотичный и лояльный бизнес у нас получится.
Данный подход имеет право на жизнь. Тем более что 30 миллионов молодых людей пока еще только решают, кем стать.
– Мы готовы комплексно заняться вопросом превращения молодежи в бизнесменов. У нас есть целевая программа с Минэкономразвития, но хотелось получить поручение сверху, дабы запустить эту машину, – сказал представитель «Росмолодежи» Артем Давыдов.
И учить, и поддерживать начинающих бизнесменов необходимо. К такому мнению пришли все члены рабочей группы.
– Мы настаиваем на единых налоговых каникулах для начинающих. Коллеги сомневаются, не скажется ли такая мера на конкурентоспособности действующих предприятий? А мне кажется, что бояться нечего, – обратил внимание собравшихся первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. – Вновь образованные фирмы не могут получить никаких кредитов в принципе. Ни один банк сегодня не кредитует «стартапы». И серьезной конкуренции уже по этой причине быть не может. Другой момент: прежде чем начать свое дело, потенциальному предпринимателю следует прочесть Уголовный, Налоговый кодексы, посмотреть, что ему грозит в случае несоблюдения правил. И наша задача – нивелировать фобии. Потому нам также необходимо подумать о том, как снять эти страхи и барьеры. Профиль рисков даже можно нарисовать для различных типов бизнеса.

Коммерсант –
в каждой семье

Почему же так важно сделать из россиян бизнесменов? На этот вопрос было дано немало ответов.
– Когда мы говорим о создании высокотехнологичных рабочих мест, следует четко понимать, что там, где раньше трудились 100 человек, должно остаться только 10. Куда деваться оставшимся? Значит, параллельно должны быть созданы другие рабочие места. И ничего умнее и эффективнее, чем малый бизнес, мир не придумал, – заключил один из спикеров.
По той же причине особый акцент на заседании рабочей группы был сделан на малые форматы торговли. По оценкам экспертов, они станут движущей силой развития, прежде всего сельскохозяйственного производства и товаров народного потребления.
– На это направлена стратегия развития торговли. В докладе наши предложения такие: по­ощрение любых инициатив по созданию и расширению малых форматов торговли. Важно минимизировать любые административные барьеры и провести предупреждающие меры по сокращению числа объектов торговли в регионах, – пояснил заместитель министра труда и соцзащиты РФ Владимир Вовченко. – Такой формат торговли – это возможность для малого производителя донести свой товар до потребителя, потому что в крупные сети им просто не попасть.

«Герои капиталистического труда»

– Хочется написать в докладе обо всем, но обсуждения должны заканчиваться. Пришло время решений, – напомнил генеральный директор АНО «Агентство стратегических инициатив» Андрей Никитин. – Как сделать так, чтобы начать бизнес было легко? Система нужна настолько простая, чтоб, условно говоря, можно было в ларьке для продажи билетов купить патент и с этого момента иметь возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Понравилось – тогда зарегистрируйся как ИП. Получается – создавай свою компанию. Точка входа должна быть очень легкая.
Универсальные технологии поддержки предпринимательства, которые необходимо включить в документ, озвучил и Александр Шохин.
– Малый бизнес заслуживает того, чтобы получить «налоговые каникулы» для вновь создаваемых предприятий. Необходим мораторий на увеличение суммарной налоговой нагрузки, принятие решений по резкому сокращению проверок и полномочий контрольно-надзорных органов и передача их саморегулируемым организациям на уровень регионов. И очень важно стимулировать трансформацию бизнеса из малого в средний. Пока таких механизмов нет, потому что сразу коммерсанты попадают в жесткие условия, – пояснил президент РСПП.
Справедливости ради нужно сказать, что выступавшие сошлись во мнении: сегодня нет ничего специального, в чем малый бизнес нуждался бы больше, чем средний и крупный, но для него эти меры должны быть реализованы  в первую очередь.
– Сегодня идут консультации и в губернаторском корпусе, и в федеральных ведомствах. Нужно понять: давая послабления предпринимателям, за счет каких средств возможно будет восполнять региональным бюджетам потенциально выпадающие доходы? Задача-максимум – предложить такие решения, которые будут направлены на возникновение новых предпринимателей, новых видов бизнеса, которые получат комфортные условия, а с другой стороны, не приведут к большим выпадающим доходам в текущих условиях и в перспективе, – обозначил камень преткновения министр экономического развития Тульской области Григорий Лаврухин.
Президент торгово-промыш­ленной палаты России Сергей Катырин предложил сформировать госстратегию развития малого бизнеса. Найдет ли эта идея поддержку? Шансы велики. Ведь на заседании большинство собравшихся согласились с инициативой сохранить рабочую группу даже после проведения Госсовета. Пусть и в неофициальном виде. Возможно, что в не самой далекой перспективе будет реализована и еще одна идея, не раз озвученная на совещании: когда предприниматель получит звание «Герой труда», тогда отношение к бизнесу в стране изменится.

Фоторепортаж Андрея Лыженкова
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Обещали вернуться

24 февраля, 18:59

Одни плюсы

24 февраля, 18:58