Власть

19:36, 24 октября 2012

Председатель на хозяйстве

В структуре региональных органов исполнительной власти появилась новая должность – председатель правительства. Как теперь будет выстроена работа управленцев региона, «Тульские известия» решили узнать у человека, который заступил на этот пост, Юрия Андрианова.
– Юрий Михайлович, сейчас система органов исполнительной власти региона практически полностью копирует федеральную ветвь. Считаете ли вы этот шаг грамотным?
– На мой взгляд, формирование такой структуры правительства для региона более чем оправданно. Главное в том, что по прошествии года блок хозяйственных проблем, как совсем мелких, так и глобальных, начинает давить на руководителя, на лидера региона – не дает ему освободиться и тормозит стратегическое мышление, мешает глобальной оценке происходящего, в том числе экономической. Значит, нужен механизм внутри системы управления, который мог бы быть сосредоточен на решении чисто хозяйственных проблем.
– То есть вы в определенном смысле завхоз всея региона..
– Нет, ни в коем случае. Правительством, как и раньше, руководит губернатор, а исполняет его решения уже председатель правительства. Раньше у нас было восемь заместителей губернатора. Условно их можно отнести к функциональным и отраслевым. Первые – это кадры, внутренняя политика, юридическое сопровождение. Вторые – промышленность, экономика, бизнес, ЖКХ, АПК, социальное направление и так далее.
Изменив структуру органов исполнительной власти, замы отраслевого уровня теперь подчиняются председателю правительства. Это дает губернатору возможность спокойно решать политические и тактические задачи и эффективно их реализовывать через хозяйственный блок.
Вообще четко выстроенные управленческая работа и механизм реализации задач – это очень важно для нынешнего состояния области.
– Идея такой консолидации вокруг общего ядра сама по себе, конечно, выглядит очень удачной. Но есть еще такой «невидимый миру» труд под страшным названием «документооборот». Не придем ли мы в итоге к бюрократизации процессов принятия решений?
– Я ждал этого вопроса. Действительно, как правило, все происходит по принципу: прошла реорганизация – на 100 чиновников стало больше. Но мы нашли вариант, позволяющий этого избежать. Мои помощницы вошли в состав секретариата губернатора. У работающих там людей четко разделены обязанности: хозяйственные нормативные акты – мне, политика – губернатору. Удалось даже немного сократить число тех, кто сидит на документообороте, но специалисты при этом не пострадали. На самом деле мы почти подошли к той черте, когда дальнейшее снижение нецелесообразно.
– То есть техническая сторона преобразований отлажена. А какие задачи вы назвали бы приоритетными для правительства? Социалка у нас, конечно, всегда на первом плане, но и финансисты в будущем году не обещают легкой жизни…
– Ну, приоритетность определяет лидер региона. Это не обсуждается. И следует всегда помнить: любые дополнительные обязательства власти перед народом во многом зависят от экономического развития. Поэтому необходимо создавать крепкий базис и поддерживать то, что уже есть. Предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, строительства и так далее – слагаемые валового регионального продукта. А 80 процентов этого продукта сегодня дает промышленность. Не важно какая – оборонка, химическая, машиностроение. Логика здесь проста: будет развитие бизнеса в широком смысле этого понятия – будут рабочие места, заработные платы, налоги в бюджет. Есть работа – есть продукт – есть его реализация – есть деньги – есть и все остальное. Только так все строится. Формируется казна, и из нее уже можно выделять на развитие программ, улучшающих жизнь пенсионеров, молодых мам и других жителей. Но сначала нужно за-ра-бо-тать.
– А удается зарабатывать?
– Смотрите сами: по нынешнему базису мы далеко не в самом худшем положении на фоне даже всех 80 с лишним субъектов Федерации – в первой двадцатке общего рейтинга мы точно присутствуем. Даже если брать уже существующие основы, оборонку к примеру. Да, кто-то отстал: на знаменитом Тульском оружейном заводе последние десять лет была череда управляющих, практически не изменивших ситуацию на предприятии. Слава богу, у нового директора ситуация медленно, но, на мой взгляд, вполне уверенно начинает выправляться. Да, запоздали с перевооружением и переходом на новые технологические циклы. Но, к счастью, не все. Есть лидеры, причем российского масштаба. Экспортный потенциал тех же КБП и Туламашзавода несопоставим со многими предприятиями такого рода в других регионах, он гораздо выше.
Надо учитывать еще и то, что оборонка всегда консервативна, а у нас в отличие от Приволжья или Сибири, где испокон веков развивалась авиация, ставка делалась на сухопутные войска. Триста лет мы производили оружие и вооружение, и, как показала практика, изменения происходят небыстро и наша продукция по сей день востребованна. Вместе с тем семимильными шагами нужно развивать наукоемкие производства. Если бы вовремя перешли… Сегодня правила игры диктует рынок, как-либо влиять на развитие этого процесса область может не очень сильно. Хотя присутствует некий элемент административного ресурса, например, взаимные уступки с нашей стороны по льготному налогообложению, с их – по повышению заработной платы. Это живой процесс, он идет.
В частности, нам удалось прийти к соглашению с бизнесом, и сегодняшняя заработная плата на 25–30 процентов выше, чем в областях ЦФО. С 1 января 2013 года минималка в негосударственном секторе составит 10 тысяч рублей. Да, теперь предстоит взаимная работа по обеспечению этих договоренностей, это тоже непросто. Но, надеюсь, у нас получится.
Вот возьмите Липецкую или Тамбовскую области – там минимальный уровень заработной платы 6,5–7 тысяч. Кажется, невелика разница, но она все же существенна.
Губернатор Владимир Груздев здесь жестко обозначил позицию: у тульских рабочих не должно быть рабских условий. И знаете, работодатели начинают нас слышать. Это проходит непросто, директорат по-прежнему считает деньги, но при этом понимает, что социальное состояние населения, рабочих зависит от того количества средств, что им выделяется на жизнь. Движение вперед есть.
– На уровне области – да. Осталось добиться того, чтобы все эти благие начинания не уперлись в «бетонную стену» на местах. Главы районных администраций готовы к работе в новых условиях?
– Четкое разделение политической составляющей во внутренней политике и хозяйственной деятельности во взаимоотношениях с муниципалитетами позволит предметно спрашивать за конкретные действия. Вся оценка, отчетность и ответственность чиновника областного правительства внутри хозяйственного блока будет направлена именно на спрос за решение тех вопросов, которые беспокоят жителей. Сегодня нас в меньшей степени интересуют политические аспекты, мы нацелены на исполнение в первую очередь экономических показателей, требований и взаимных обязательств. Если выделяем деньги на «Народный бюджет», значит, будьте добры, отчитайтесь, куда и зачем их потратили. Кроме того, мы субсидируем муниципалитеты по согласованным программам – в новой структуре будет более предметный разговор. Кстати, такая практика уже запущена – главы администраций еженедельно отчитываются и в режиме видео-конференц-связи, и при личных встречах.
Хочу отметить, что правильные выводы на местах все-таки делаются. Может быть, не так быстро, как хотелось бы. В этом смысле весьма показательна реализация программы дорожного ремонта и строительства. Как бы ни критиковали нас за эти полгода – такого состояния основных дорог давно не было. Это значит, средства потрачены не зря. Уверен, весной асфальт со снегом не сойдет. А если и сойдет – контрактами предусмотрены четырехлетняя гарантия и ремонт за счет подрядчика.
– Юрий Михайлович, в принципе, и причины изменений в структуре правительства, и новые принципы работы понятны. Но вот любопытно – возможен ли такой вариант, при котором вы скажете – сейчас все идеально.
– А я не знаю, какой вариант идеальный. Но вообще всегда мечтал о том, чтобы мои заместители были умнее меня. Просто тогда появляется время отойти от рутины и подумать о чем-то не то чтобы глобальном, но о более широком.
Каких-либо кадровых массовых чисток не будет. Текущие замены – это естественно, от них никуда не деться. Кто-то не справляется с порученным фронтом работ, кто-то, напротив, перерастает пост. Это нормальная жизнь.
А идеальность… Вот прохождение моей команды до исполнителя должно занимать столько же времени, сколько идет СМС от абонента к абоненту, – это и есть идеал. Будет ли он? Думаю, не слишком скоро. Но мы к этому стремимся. И в ряде блоков это уже наблюдается. Не буду выделять конкретно, цыплят по осени считают. Хотя мы, скорее всего, по зиме посчитаем. Пару-тройку месяцев поработаем и посмотрим. Единственное, могу твердо сказать – какого-либо недопонимания не произошло, все на своих местах знают, что делать. Я прекрасно осознаю, какова сейчас моя степень и мера ответственности. Мне не страшно. У меня вообще принцип такой – прежде чем принять решение, позволяю подчиненным со мной спорить до хрипоты. Но когда его приняли – все. Исполняем, и никаких тебе «ширли-мырли». Авторитарный этот метод или демократический, не знаю, просто для нашего региона он традиционный и правильный.
Ритм задан, вектор обозначен, идем вперед.
Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему