Власть

19:33, 30 октября 2013

Вокзал расскажет о прошлом

Местом встречи эпох отныне наверняка будут называть железнодорожную станцию Венев. Вчера после длительной и масштабной реконструкции здесь открылся историко-культурный комплекс.

…До строительства железных дорог уездный Венев успешно вел торговлю хлебом и скотом. Тому благоприятствовало расположение на большом гужевом пути от Ельца и Ливен к Москве. Но после сооружения стальных магистралей, оставивших город в стороне, наступил период застоя и упадка. Венев не только обеднел, но и потерял часть населения.
Однако на рубеже XIX и XX веков при строительстве линии Москва-Павелец Рязанско-Уральской железной дороги ветка протянулась и к Веневу. В версте от города появилась станция. Здесь же располагался круг для разворота паровозов и локомотивное депо.
«В 1911 году со станции отправлено свыше 20 тысяч пассажиров и 1775 тысяч пудов грузов, – писал в дневнике современник. – Прибыло грузов 600 тысяч пудов. Преобладал в отправлении хлеб в зерне, мука, яблоки, камень, спирт и молоко, а в прибытии – мануфактура, лесные материалы, земледельческие орудия и нефтяные продукты».
До наших дней сохранилось здание вокзала, выполненного в псевдоготическом стиле, а также водонапорная башня и насосная станция на реке Веневке, составлявшие некогда единый ансамбль. Но до последнего времени это все пребывало в запущенном состоянии, хотя работала станция исправно. В нынешнем году железнодорожники вдохнули новую жизнь в историческое предприятие.
Посетителей обновленной станции в день ее торжественного открытия ожидало множество сюрпризов. Конечно, горожане видели, как на вокзальной площади один за другим появлялись экспонаты: черный гигант – паровоз серии «Л» и крохотный в сравнении с ним бронированный «ЗИС» военной поры на железнодорожных колесах, модель паровоза Черепановых и фрагмент первых рельсов, по которым в Венев шли поезда. Но кто бы мог предположить, что стоящая здесь же деревянная теплушка скрывает целый музей – воспроизведенный в деталях передвижной армейский штаб времен сражений Великой Отечественной? А что в современном комфортабельном и полностью соответствующем историческому облику здании вокзала установлен бюст Карла фон Мекка и бронзовый барельеф, посвященный этой династии «железнодорожных королей»?
Станция полна неожиданностей. Скажем, вход в отреставрированную водонапорную башню охраняет каменный воин в старинном русском доспехе эпохи татаро-монгольского ига. А высокая кирпичная труба, имевшая прежде сугубо утилитарное назначение и ныне не используемая, вдруг превратилась в настоящий маяк, с той лишь разницей, что путь освещать ему предстоит не кораблям, а поездам. И даже каменные глыбы не случайно оказались на газоне – белые (с того самого карьера, откуда возили материал на строительство столичного кремля), они призваны напоминать знаменитую легенду святого источника «12 ключей» о погибших на войне братьях…
Остается лишь удивляться фантазии железнодорожников, которые не ограничились модернизацией путевой инфраструктуры, а смогли на небольшой территории показать богатую историю веневской земли.
Начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер проделанную работу оценил по достоинству.
– Мы понимаем, что делаем инвестиции в будущее, – отметил он. – Это не только привлекает наших клиентов – пассажиров, грузоотправителей, но и создает имидж. Станция Венев – продолжение огромной работы по восстановлению исторического облика предприятий, которую мы ведем на протяжении более чем десяти лет. Но тульские железнодорожники всегда отличались оригинальными идеями, заставляющими нас реализовывать масштабные проекты. Кроме того, у нас конструктивное взаимодействие с правительством Тульской области, без помощи которого реализовать столь грандиозные планы вряд ли бы удалось.
– У нас сложилась хорошая традиции – осенью открывать после реконструкцию станцию, – улыбнулся губернатор Владимир Груздев. – «Российские железные дороги» – надежный партнер Тульской области, а столичная магистраль – один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей. Но самое важное, что развитие железных дорог влечет за собой развитие территорий, освоение современных технологий, привлечение инвестиций. Поэтому хочу поблагодарить железнодорожников за внимание к нашему региону и совместную работу.
Владимир Груздев вручил участникам проекта реконструкции Благодарственные письма, а Владимир Молдавер передал начальнику станции Светлане Агеевой диплом о присвоении почетного звания «Предприятие эффективных технологий и эстетики».
Как и на прежних станциях-музеях, глава региона и начальник МЖД открыли памятник знаменитому уроженцу здешних мест. В Веневе увековечили память Ивана Алексеевича Лихачева – одного из организаторов советской автомобильной промышленности, директора Московского автозавода, впоследствии получившего его имя.
– Я испытываю чувство великой растерянности и счастья от того, что присутствую при таком событии, – сказала дочь промышленника и впоследствии министра СССР Наталья Лихачева. – Мы не могли и мечтать об этом. Я благодарна сотрудникам «ЗИЛа» и жителям Венева, сохранившим память об отце, правительству Тульской области и железнодорожникам, по чьей инициативе был создан памятник.
Елена КОЛОБАЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему