NULL

Общество

12:05, 07 марта 2019

1986: Спитак, святой Иоанн, молния в Дубовке

В 1988 году в Туле появился диагностический центр, наши земляки помогали ликвидировать последствия землетрясения в Армении, а в Белеве снимали кино про войну.
Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ

От Болотова до кошек
1988 год – время открытий. Например, 13 августа в Туле на улице Ф. Энгельса открылся диагностический центр. Интересно, что стал он всего лишь четвертым подобным учреждением в стране – после центров Еревана, Краснодара и Омска. Инициатором создания в регионах мощных, оснащенных современным оборудованием диагностических центров стал министр здравоохранения СССР Евгений Чазов. Директором нового учреждения стал известный врач, ныне мэр Тулы Юрий Цкипури.
7 июня в Москве на улице Кухмистерова (это юго-восток столицы) открылся кинотеатр под названием «Тула». Если вспомнить печальную судьбу подобных заведений в нашем регионе в 90-е годы, то покажется удивительным, что он до сих пор работает по прежнему профилю и не сменил название на что-нибудь непонятно-заграничное.
21 октября в честь 250-летия со дня рождения известного ученого и публициста, первого русского агронома Андрея Болотова в Дворянинове Заокского района открыли его дом-музей.
В 1988 году начал работу клуб по изучению и пропаганде творчества Владимира Высоцкого «Горизонт», который возглавил Владимир Щербаков.
Наконец, в январе того же года в Туле на базе ДК профсоюзов состоялась первая в области выставка кошек, собравшая 36 пушистых участников и более двух тысяч посетителей.

Общая боль Спитака
7 декабря 1988 года в Армянской ССР произошло страшное землетрясение с эпицентром близ города Спитак. В результате катастрофы погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, более полумиллиона остались без дома. Ликвидация последствий землетрясения стала делом всего Советского Союза. Не остались в стороне и туляки. Разбирать завалы помогали и военнослужащие из полка гражданской обороны в Куракове.
Около 40 процентов территории республики пострадали от землетрясения. В восстановлении участвовали 45 тысяч строителей из разных уголков СССР.

Возвращение к вере
8 апреля при Всехсвятском кафедральном соборе начала работу воскресная школа – первая в Тульской области. Это было одним из важных событий в год 1000-летия Крещения Руси, которое после десятилетий исторического материализма отметили в СССР достаточно широко.
Еще одним важным событием для тульских православных христиан стало причисление к лику местночтимых святых Ивана (Иоанна) Степановича Котельникова (1770 или 1773 – 1849 или 1850). Он вел праведную жизнь, молился за людей, часто бывал в домах бедняков и пьяниц, которых отучал от пагубной привычки. А еще Иоанн умел предсказывать будущее. Так, в 1834 году он заранее предупредил о большом пожаре в Туле: за несколько месяцев до трагедии он ходил по улицам, размахивал руками и дул во все стороны. А также побывал в монастырских кельях, закрыл все печные трубы – и монастырь уцелел, хотя все окрестные здания сгорели.

Огненные шары
То, что произошло 22 июня 1988 года в узловском поселке Дубовка в доме № 20 по улице Щербакова, быстро породило множество слухов: мол, и убили якобы там кого-то, и пожар внутри «делов натворил». Со стороны улицы над окном напротив трубы отопления было видно небольшое отверстие размером с теннисный шарик. Домохозяйка Любовь Марега пояснила на этот счет: вечером семья смотрела телевизор, началась гроза с ливнем, все электроприборы домочадцы отключили, в одной комнате форточку закрыли, а в другой оставили. «Подошла к окну и только успела произнести: «Ух, какой ливень!», и тут как бабахнет с оглушительным треском! За окном увидела красный шар, медленно плывущий в сторону фотоателье. В испуге закричала, – опубликовала областная газета «Коммунар» впечатления женщины. – Потом вспомнила, что форточка во второй комнате осталась открытой. Пошла закрывать. Не успела перешагнуть порог, как в нос ударил резкий и непонятный запах, чуть похожий на запах горелой серы. На кровати и на полу валялись мелкие кусочки штукатурки. Увидели скворечник, который упал с тополя, стоявшего в полуметре от окна. Проволока, которой был привязан скворечник, оказалась расплавленной».
Жуть, что и говорить. Оказывается, так «пошалила» шаровая молния.  Причем не в одном месте. Вот что, например, произошло в соседней квартире, где М. Волкова начала снимать белье из-за дождя и решила заодно унести домой и прищепки. «Как только взялась левой рукой за одну из прищепок, резко сверкнуло, загремело, и я ощутила боль в руке. Сердце сжалось, как будто ударило сильным током, – вспоминала она. – Правая нога заныла. Веревку-провод сразу отсекло от столба, как бритвой срезало. Сама я стояла на металлической подставке. Ужас сковал все тело. Через 5–10 минут почувствовала, что левая рука какая-то не своя, онемела немного. Появилась синева от запястья до локтя. Несколько часов была нестерпимая и ноющая боль. Собралась даже в больницу. Но боль незаметно утихла и прошла. А вот ощущение страха осталось».
А рыбаки, возвращавшиеся тем вечером со стороны деревни Федоровка, видели три огненных шара, которые пролетели в направлении Дубовки.

Белевское «Имя»
В 1988-м Белевский район стал съемочной площадкой. Его облюбовала киностудия им. М. Горького, снимавшая трагикомический фильм «Имя» о событиях Великой Отечественной войны. Журналисты «Белевской правды» сумели пробиться к режиссеру Борису Рыцареву, для которого «Имя» стало уже пятнадцатой в профессиональной карьере картиной. Он пояснил: сценарий написал актер Геннадий Петров аж 22 года назад, однако Гос­кино в ту пору его не утвердило. «Выстрелил» он только с началом перестройки. «Жители Белева видели съемку на Оке перед монастырем, участвовали в ней 400 человек. Это и есть самая большая группа «войск» в нашей картине, остальное время мы показываем героя и тех, кто его окружает, – поделился с газетчиками Борис Владимирович. – Главную роль исполняет молодой актер Олег Демидов. Его пригласил к себе в цирк Юрий Никулин. Олег целый год был клоуном. Когда второй режиссер меня спрашивал, каким должен быть актер на эту роль, я говорил: это должен быть молодой Юрий Никулин. Позвонили Юрию Владимировичу, спросили, нет ли у него такого же, каким он был в молодости, ученика. Он сказал: есть – Олег Демидов. Провели кинопробы, довольно много. Вообще скажу, что в нашей картине знаменитостей нет. Воевали в то время молодые люди, и у нас в основном снимаются молодые актеры».
Киношники активно привлекали для съемок простых белевцев, в кадр попадали местное паровозное депо, железная дорога… А вообще идею отправиться на натурные съемки именно в Белев предложил режиссер Юрий Швырев, снимавший, кстати, в семидесятые в Тульской области фильм «Огненное детство». Тогда в СССР паровозных депо почти не осталось, а вот в Белеве оно еще существовало. Плюс понравились и станция, и вид города со стороны Оки. Белевцы, надо отметить, помогали киногруппе всем, чем только могли: автопредприятие, например, предоставляло транспорт, а хлебозавод выпекал хлеб нужных – «военных» – размеров. «Мне очень нравится город, – добавил Рыцарев. – У вас антоновка растет, и еще мне рассказывали, что сами белевцы делают белевскую пастилу, пока не пробовал ни того, ни другого. Осенью, надеюсь, пастилы отведаем».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий