Общество

21:19, 28 мая 2012

Из маленького мира – во взрослую жизнь

Обычно выпускники, для которых только что прозвучал последний звонок, отправляются отмечать это событие куда-нибудь на нейтральную территорию. А вот ребята, окончившие в этом году Болоховскую специальную школу-интернат VIII вида, остались на привычном месте: своими тенистыми аллеями сквер возле учебного заведения очень напоминает парк. Да и чувствуешь себя тут спокойнее, чем в поселке за оградой. Как будто в особом мире находишься, где и солнечные пятна на дорожках ярче, и колокольчики лиловее.

В празднике последнего звонка почти все традиционно. Но здешние старшеклассники танцы-песни-стихи начинают разучивать не за месяц до представления, а сразу после Нового года – им это труднее дается. Еще нюанс – в интернате учатся только до девятого класса, наполняемость – не более 12 человек. Как раз столько выпускников и на сей раз.
Третья особенность – последний звонок в интернате зовет на… урок! На нем все вспоминают о том, какими «гадкими утятами» юноши и девушки пришли сюда девять лет назад. Как осваивали столовые приборы и правила этикета, ездили на экскурсии. И о том, что мальчики учились столярному делу, а девочки – швейному. Это обязательные предметы в школе, они занимают треть учебного плана, и единственный экзамен, который предстоит сдать выпускникам, – по трудовому обучению.
Еще на последнем уроке выясняется, какие они, оказывается, талантливые. Вот, например, высокий и ладный парень Никита, который во время праздника так умело руководил одноклассниками, – прекрасный спортсмен, занимается футболом, волейболом, настольным теннисом. Настя в платье нежно-голубого цвета заняла в этом году первое место на конкурсе профмастерства среди швей. Красавец Роман – классный артист и танцор, а Андрей, куда более скромный внешне, одно время сочинял стихи…
Что ждет этих краснеющих от похвалы детей, внезапно ставших взрослыми? Юноши уже торопят будущее, с воодушевлением рассказывают, в какие училища пойдут, – один на строителя, другой на токаря, третий на автомеханика. Девушки о своих планах пока говорят не так охотно, сегодня им просто грустно расставаться с родной школой. Но и они уже определились – кто-то на повара будет учиться, кто-то на швею. Но какое бы направление выпускники ни выбрали, рассчитывать могут только на получение рабочей профессии, в средние специальные учебные заведения вход им закрыт.
– Мы, конечно, будем следить за их судьбой, – вздыхает директор Нинель Вирц, отдавшая интернату 34 года жизни. – Дети нас тоже обычно не забывают. Когда учились, говорили иногда: сбежим, надоело все! А потом с училищами сравнивают и признаются, что в школе лучше было. Вот одна девушка пришла в гости и говорит: помните, как я солянку есть не хотела? А теперь за милую душу кушаю. Значит, там кормят хуже, чем у нас.
Но дело, конечно, не в еде.
– Тянутся они к нам потому, что чувствуют: здесь им было спокойно, надежно, – продолжает директор. – Особенно это касается сирот. Из 78 воспитанников у нас их 30. Да, мы их учим труду, обслуживать себя. Но они все равно плохо приспособлены к взрослой жизни, им не хватает мудрого наставника.
Да уж, непросто с этими «детишками». Один паренек, например, «слетел с катушек», послал всех и вся и сбежал в Киреевск. Нинель Ивановна ездила его возвращать, и он всю обратную дорогу спрашивал: «Вы же на меня не сильно обижаетесь, правда?».
– Обижаться на него я просто не могла, – улыбается директор.
А как сердиться на семиклассника, который регулярно отправляется… на поиски мамы! Он прекрасно знает, что она отказалась от него в роддоме. И все-таки ищет. И пишет письма. «Мамочка, может быть, ты молодая женщина, а может, уже пожилая, но я хочу найти тебя, и чтобы ты меня любила»…
Не менее сложны хозяйственные проблемы. Денег на ремонт хронически не хватает. Для того чтобы понять это, достаточно пройтись по школьному зданию 1949 года постройки. Высокие потолки, толстые стены, просторные кабинеты. Но тут же – старые рамы и батареи, потеки на потолке, видавшая виды мебель.
Хоть как-то спасают положение волонтеры. Интернату помогают несколько благотворительных организаций. Вот и на последний звонок приехали друзья из Москвы – представители фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». За три года сотрудничества они уже успели отремонтировать в Болоховской школе санузлы, музыкальный класс, спортзал.
…На праздник приехали и те, кто покинул интернат два-три года назад. Стоят во дворе, покуривают. Но, завидев старенькую учительницу, улыбаясь, приветствуют ее.
– Смотрю я на вас и думаю: до чего красивые у меня были ребята. Паш, как у тебя дела? Ты где сейчас живешь? На Косой Горе? Значит, с дедушкой помирился? Ну молодец!..
Татьяна МОТОРИНА
Фото Геннадия ПОЛЯКОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий