Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 15 Августа 2020

Выводили на берег «катюшу»

Выводили на берег «катюшу»
02 Июл 2012 20:02 / Общество

Попытки поисковиков областного молодежного центра «Искатель» повторить успех экспедиции, организованной редакцией газеты «Комсомольская правда» в восьмидесятые годы прошлого века, пока не увенчались успехом. Напомним: 25 ноября 1988 года близ деревни Прудки при помощи пяти тягачей из-подо льда на берег Шатского водохранилища удалось вытащить  самоходную ракетную установку БМ-13, прославившуюся в народе под ласковым именем «катюша».

Полностью восстановленная на Новомосковском заводе дорожных машин, она своим ходом дошла до центра города, где и стоит по сей день на постаменте у историко-художественного музея. А все прошедшие с тех пор годы краеведам и поисковикам не давали покоя другие боевые машины, которые, согласно обрывочным воспоминаниям местных жителей и порой противоречивым сведениям, полученным от военачальников, также ушли под лед водохранилища в студеном декабре 1941-го, во время наступления советских войск на Сталиногорском направлении.
Пожалуй, наиболее достоверной информацией о местах возможного затопления как советской, так и вражеской техники владел краевед-энтузиаст Юрий Андреевич Никишин, недавно ушедший из жизни. Вместе со своим товарищем Михаилом Брейкиным, очевидцем событий, он еще в семидесятые годы начал посылать запросы в Мин­обороны СССР и говорить о необходимости поднятия «катюши», чье предположительное место гибели сохранил в памяти Брейкин.
Продолжая изыскания, Юрий Никишин даже составил собственную программу инженерно-гидрографических изысканий на Шатском водохранилище. Ему удалось получить свидетельство А. Бо­гомазова, работавшего в восьмидесятые годы заведующим физической лабораторией на донском заводе «Алунд». Серьезно занимаясь спортивным подводным ориентированием, тот в ходе одной из тренировок наткнулся в полукилометре от северного берега водоема, на глубине около семи метров, на танк. Точнее, на башню боевой машины, возвышавшуюся над иловыми отложениями. Поскольку воды Шата прозрачностью никогда не отличались, а уж тем более в те времена, когда на его берегах работали три крупных химических предприятия, ныряльщику не удалось определить не то что марку танка, но даже его принадлежность. Тем не менее эта информация была бережно сохранена Юрием Никишиным для потомков, чтобы они непременно вернулись на эти берега.
Автор этих строк, хорошо знавший  Юрия Андреевича, видел составленную им в результате опросов местных жителей схему водохранилища. Судя по ней, в районе поселка Богдановка (в 1941 году – деревня Го­ремыки) на дне водоема могут покоиться три советских танка. Крестик на схеме неподалеку от деревни Знаменки указывает на возможное местоположение еще одной боевой машины. Нашлись свидетели и того, как легкий немецкий танк сгинул едва ли не в самом глубоком месте водохранилища – у плотины. Еще совсем недавно старожилы деревни Иван-Озеро рассказывали корреспонденту «ТИ» о воздушном бое, который сами наблюдали над шатскими водами. Вот только не смогли припомнить – во время декабрьского наступления случилось это или позже. «Были мы тогда совсем еще девчонками, выглядывали из подвала, замирая от страха. Один самолет упал в воду, а наш был он или немецкий, не рассмотрели…» – говорили женщины.  Осенью прошлого года участники подводно-поисковой экспедиции «Танки из 41-го», организатором и вдохновителем которой стал руководитель молодежного центра «Искатель» Олег Золотарев, сканировали дно при помощи оборудования, предоставленного специалистами одного из подмосковных НИИ. Было зафиксировано несколько аномалий, очертания одной из них давали надежду, что поисковики засекли профиль лежащего на боку танка. Увы, водолазы клуба «Нептун» надежду развеяли, обнаружив на дне давно затонувшую рыбацкую лодку.
Вторая попытка была предпринята зимой уже нынешнего года и ощутимых результатов также не принесла. Наконец, в конце мая экспедиция продолжилась, но, несмотря на обнадеживающие показания приборов, обозначивших целый ряд аномалий, ничего, кроме затонувшего много лет назад древесного ствола, обнаружить так и не удалось. Так что прошедшее недавно в ряде СМИ сообщение о том, что в водах Шата обнаружены два танка Т-34, оказалось, мягко говоря, преждевременным.
Впрочем, неудачи вовсе не свидетельствуют о том, что на дне самого обширного и глубокого в Тульской области водоема после подъема в 1988 году «катюши» ничего не осталось. По данным все того же Юрия Никишина, на дне водохранилища может находиться еще одна реактивная ракетная установка на колесном ходу, а также пушки и автомобили. О том, что в водоеме, скорее всего, еще лежит довольно много металла, в том числе смертоносного – в виде неразорвавшихся авиабомб, мин и артиллерийских снарядов, свидетельствуют находки, случающиеся здесь  многоводными веснами. Не приходится сомневаться, что на дне упокоилось и немало бойцов, сложивших головы в том героическом контрнаступлении под Москвой, во многом пред­определившем дальнейший ход войны.
Как бы то ни было, Шату многие десятилетия удается надежно хранить свои тайны, в чем ему «помогают» мощные иловые отложения и мутные воды. Но, как показывает жизнь, пока существуют тайны, будут находиться  и те, кто стремится их разгадать.
Андрей ЛИФКЕ
Фото автора


Читайте также

«Карьерные» перспективы
07 Авг 2020 11:10 / Общество

Еще лет десять назад само слово «перспектива» в отношении этой территории воспринималось только как вид вдаль, где, сколько хватало глаз, завораживала и манила нетронутая природа. Но перспективы использования этой местности для дикого отдыха с каждым годом оценивало все возрастающее число туристов, и отдых, к прискорбию, оказался диким во всех отношениях. Сегодня для природно-антропогенного рекреационного комплекса «Романцевские горы» («Кондуки») открывается новая перспектива.

Читать »
Новый экспресс, бронепоезда и электрификация
29 Июл 2020 10:54 / Общество
В этом году объемы пассажирских перевозок в поездах дальнего следования совсем не радовали железнодорожников – виной тому стала пандемия коронавируса, которая повлекла за собой и падение спроса, и уменьшение числа поездов и вагонов, и ограничительные меры по передвижению, и минимизацию контактов между людьми. Что говорить, если пассажиропоток сократился до двадцати процентов. Что касается поездов пригородного сообщения, то в Тульской области они не отменялись, а составность оставалась прежней – но пассажиропоток также упал: в два раза. Больше у нас стали пользоваться услугами железной дороги лишь тогда, когда разрешили свободно посещать Москву. Также увеличению пассажиропотока поспособствовало открытие южных курортов и снятие ограничений, связанных с рассадкой в вагонах. Сегодня размеры движения вошли в прежнее русло – через Московский вокзал отправляется 54 пары поездов. Тульских железнодорожников, конечно же, радует возросшее число пассажиров – а спрос на перевозки сейчас только растет. Читать »
Выпускник на 100 баллов
23 Июл 2020 13:17 / Общество

Ученица гуманитарно-математического лицея Валерия Плешакова – среди тех, кто получил максимальные сто баллов на Едином государственном экзамене по литературе.

Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter