Общество

00:00, 14 апреля 2018

Ближе к космосу

Андрей ЖИЗЛОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ

В 1976 году, когда сообщения о космических полетах на газетных полосах печатали выше, чем отчеты о пленумах ЦК КПСС, одним из центров подготовки будущих покорителей Вселенной стало Щекино. Здесь появился клуб юных летчиков и космонавтов.

Его крестным отцом был фронтовой летчик, космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Береговой. В мае того же года он приехал в Щекино, побывал в Доме пионеров. И в тот же день городские власти приняли решение открыть в городе авиационно-космический и парашютный комплекс. Его руководителем назначили подполковника морской авиации в запасе Дмитрия Киреичева.
Клуб создавали всем миром – выделяли деньги и обеспечивали его оборудованием свыше тридцати щекинских предприятий и организаций. 25 декабря 1976 года на торжественное открытие вновь приехал Береговой – он и перерезал красную ленточку. А первое занятие состоялось 4 октября 1977-го, когда клуб уже укомплектовали оборудованием и преподавателями. Интересно, что щекинский клуб стал всего лишь четвертым в СССР – после оренбургского, ивановского и куйбышевского (ныне Самара).
Клуб был разделен на пять классов. В одном изучали авиационную и космическую технику. В распоряжении воспитанников были чехословацкий самолет Л-29, вертолет Ми-1, макеты кабины корабля «Восход-2» и первого искусственного спутника, действующая центрифуга – изготовленная, к слову, в Щекине на опытно-механическом заводе.
В другом классе изучали реактивные двигатели самолетов и вертолетов, систему воздушной дозаправки. Третий класс – высотного оборудования и стрелкового тренажера – был укомплектован спасательными костюмами, кислородными установками. Здесь же располагалось подаренное Звездным городком кресло космонавта. Четвертый класс, где изучали авиационно-космическую медицину, оснастили оптокинетическим барабаном, газоанализатором и другими приборами.
Занятия проходили дважды в неделю после школы, курсантов клуба объединяли в эскадрильи. За годы существования сотни юных щекинцев узнали профессию летчика и космонавта, сделали первые в жизни прыжки с парашютом, подготовились к армейской службе. Десятки ребят связали затем свою жизнь с военной и гражданской авиацией, конструированием летательных аппаратов, парашютным спортом.
К сожалению, клуб не пережил девяностые. В 1993 году его объединили со станцией юных техников, а в 2000-м он растворился в прошлом, пройдя еще через несколько реорганизаций. Лишь памятник – взлетающий в небо МиГ-17 возле бывшего Дома пионеров – напоминает о том, что здесь мечтали о космосе и стремились приблизиться к нему. Может быть, это не навсегда?

________________________________________________

Неземные пациенты доктора Макарова


Сергей МИТРОФАНОВ
Федор МАСТЕПАНОВ

Сейчас его можно встретить на улице в «гражданке» и с портфелем, в котором лежит свежеотпечатанная книга или подготовленная к изданию рукопись: пенсия – подходящий момент, чтобы писать мемуары и краеведческие исследования. А было время, когда он носил форму майора медицинской службы ВДВ и сумку с медицинским скарбом – таблетками, шприцами, жгутами. Он готов был когда угодно – будь хоть ночь на дворе – лечить не только крылатую гвардию, но и тех, кто поднимался еще выше, чем голубые береты, – космонавтов. Да-да, туляк Николай Макаров – один из тех немногих врачей-счастливчиков, кому довелось встречать из полета звездную элиту.
– Для меня все было ново, незнакомо, жутко интересно, престижно, в конце концов, – честно признался наш земляк. – Стоять, пусть и не у истоков, но почти на переднем крае того, в чем мы были «впереди планеты всей». Желание увековечить этот опыт было столь сильным, что я перенес воспоминания на страницы книги «Записки батальонного врача». Космосом «увлекался» с апреля 1975 года по декабрь 1980-го. Меня тогда привлекали по линии поисково-спасательной службы ВВС для обслуживания космических полетов – главным образом запусков и спусков космонавтов. Из двадцати одного запуска за этот период я пропустил только три.
Николай Алексеевич любит рассказывать о том, как весной 1975-го встречали на Земле космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова. (Кстати, покорителей просторов Вселенной тогда для конспирации именовали в открытом эфире исследователями.) Пришло тревожное сообщение – космонавты приземлились неудачно, срочно требовалось десантировать к ним врачей. Наш собеседник вместе с сослуживцами поднялся в воздух на самолете Ан-24 и приготовился уже прыгать с парашютом, чтобы спасать пострадавших. Но в последний момент Москва запретила десантироваться, сообщив: космонавтов уже обнаружили, у них все в порядке, а вот десантура в предстоящих условиях может пострадать. И действительно, стояла ночь, вокруг – горы, и вдобавок ветер под двадцать метров в секунду.
Но найти героев – полдела. Встал вопрос о том, как их эвакуировать. Решили поднимать вертолетом при помощи лебедки. Но когда подлетели к спускаемому аппарату, то увидели на нем не двоих – Лазарева и Макарова, а троих человек! Тут же разгорелся скандал! Кто этот третий? Версии выдвигались самые фантастические: иностранный разведчик, беглый зек и даже… снежный человек! А затем – еще один сюрприз. К космонавтам подлетел неизвестный вертолет, забрал всю троицу на борт и скрылся.
– После разбирательств с участием силовиков выяснили: третьим был лесник, который заинтересовался неопознанным объектом на земле. Он решил выяснить, не представляет ли капсула с покорителями Вселенной опасности в плане возникновения пожара, – улыбается Николай Макаров. – А снял троицу вертолет Ракетных войск стратегического назначения, пролетавший по своим делам. В итоге обошлось, разобрались…

__________________________________________________________


Зачем школьнику астрономия?


Софья МЕДВЕДЕВА

Наверняка этим вопросом задались родители выпускников, узнавшие, что теперь несколько учебных часов будут заняты этой дисциплиной. И это в ту пору, когда нужно готовиться к ЕГЭ, а вопросов по астрономии в его заданиях не предусмотрено. Да и не интересовались никогда их чада звездами и планетами. А почему? Как-то не сложилось…

О том, кем был Гагарин, малышня узнает, когда идет в школу, а о том, почему день сменяет ночь, – на уроках окружающего мира и природоведения. Интерес к науке и космосу такими минималистичными мерами не взрастить. Так что перспектива учить в школе еще и астрономию у детей вызывает скептическую ухмылку: подумаешь, предмет – только одной «домашкой» больше!
Когда мне было примерно четыре года, с высокого шкафа в маленькой спальне, на котором таилась и пылилась куча всяких вещей, дедушка достал небольшую черную книгу, на обложке которой был нарисован не то гномик, не то звездочет, держащий на ладони Большую Медведицу. Книжка была старая, одна из тех, что читала в детстве моя мама. «Малышам о звездах и планетах» – с трудом разобрала я еще не очень хорошо заученные буквы. Весь вечер мы рассматривали немного пожелтевшие странички, изучали созвездия и планеты. В тот день я узнала, куда девается солнышко, когда не светит над моим городом, почему наступает зима и много-много чего еще.
Часто потом мы возвращались к этой книжке. По ночам я любила рассматривать в небе звезды: тогда город «светился» не так ярко – и над головой можно было разглядеть как минимум Большую и Малую Медведицу.
Овладев алфавитом по-настоящему, я стала сама читать рассказы Звездочета. От них было не оторваться! Едва закрыв книгу, открывала ее снова – и перечитывала с самых первых страниц. Я почти что грезила космосом и мечтала, что когда-нибудь обязательно полечу на Луну.
А потом книжка куда-то запропастилась. Уже и не помню, как это вышло, да и пропажу я не сразу заметила – шли дни, месяцы и годы, подраставшую девчонку все меньше интересовало детское чтиво по астрономии. Но вот любовь к космосу не ушла, а трансформировалась очень необычным образом. Примерно в десять лет я впервые увидела фильм «Звездные войны». Вот, вот какой космос я хочу! Летать на «Тысячелетнем Соколе», охотиться на космических негодяев. Даже спустя полтора десятка лет этот фильм – мой самый любимый.
Перехода в старшую школу я ждала с нетерпением. Бабушка и дед рассказывали, что им преподавали науку о звездах – они из поколения, героем которого был Гагарин. Окрыленная, я считала дни, когда начнется курс физики – ведь астрономию отдельным предметом в школе преподавать не собирались.
Какого же было мое разочарование, когда о космосе нам не рассказали почти ничего! Лишь один раз за несколько лет учитель физики что-то пробурчал об устройстве Вселенной и планет. Помню, в тот день он даже достал телескоп, но что можно увидеть в пасмурном небе в десять утра? Так и смотрели мы в окна соседней девятиэтажки…
Пришлось быть учителем самой себе – искать в Интернете документальные фильмы. Пересмотрела их очень много. Но самые лучшие те, где об истории Вселенной рассказывал невероятный Стивен Хокинг. Я и до сих пор их смотрю – разве не интересно узнать, как устроен мир, в котором мы живем?
В 23 я впервые увидела настоящего космонавта – Сергея Залетина. Он рассказывал школьникам, как люди живут в космосе, чем питаются, и вообще – каково это – лететь в невесомости и знать, что, случись какая-то поломка, на Землю можно не вернуться. Я вся превратилась в слух, а маленькая белокурая девочка внутри меня голосила: «Смотри! Этот дядя – настоящий космонавт! Настоящий!». Наверное, именно так чувствовали себя те, кто воспитан на подвиге Юрия Гагарина – человека, открывшего нам Вселенную.
Ни у кого не возникает вопросов, зачем в школе преподавать биологию, химию, историю. А ведь астрономия – это не просто галочка в графе «широкий кругозор». Это наука о мире, в котором мы живем. Спросите любого выпускника: почему светится Луна? А вспомнит ли он имена Хрунова, Полякова, Залетина?
Откройте своим детям огромный мир космоса. Купите карту звездного неба, книгу о звездах и планетах. Говорите школьнику, что астрономия – это жутко интересно. Кто знает, может, среди тех, кто вот-вот возьмется за учебники по астрономии, будет тот, кто загорится мечтой полететь в космос. И непременно это сделает!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему