Общество

09:00, 03 октября 2014

Большое сердце Светланы Фатьяновой

Татьяна МОТОРИНА
Елена КУЗНЕЦОВА

Педагог, к которому репортерская группа «ТИ» отправилась накануне профессионального праздника, работает в самой обычной школе. В ее послужном списке нет громких побед, учеников-стобалльников или призеров международных олимпиад. Но всегда ли только это определяет качество работы того, кто называется «учителем»?

Автору этих строк никогда бы не познакомиться со Светланой Фатьяновой, учителем начальных классов школы № 3 города Ефремова, если бы не одно несчастье. Ученик Светланы Алексеевны, первоклассник Илья, прошлой зимой пропал. То ли провалился под лед на речке в родном селе, то ли… Вроде бы были следы, ведущие обратно от реки, и родители надеялись, что с ребенком случилось что-то другое: вдруг он ушел сам или его украли?
– Я тогда сразу позвонила маме и спросила, чем можно помочь, – вспоминает Светлана. – Потом мы встретились, я опубликовала информацию в социальных сетях, связалась с волонтерами, которые занимаются поисками пропавших.
На страничку в тематической группе вышли жители Щекина, предложили расклеить ориентировки с данными о ребенке по всему городу. Неожиданно родителям стали поступать свидетельства о том, что похожего мальчика там видели. Надежда воскресла! К поискам подключись волонтеры, местные жители...
Как раз тогда я, будучи в числе этих волонтеров, познакомилась со Светланой Фатьяновой. В разговоре она могла быть и резкой, и требовательной, но одно очевидно: эта женщина готова сделать все от нее зависящее, чтобы найти своего ученика.
– Я приходила домой и каждый вечер начинала с поиска Илюши: списывалась с людьми в Интернете, делала звонки. Иногда приходилось звонить даже на переменах – пока не закончился рабочий день в различных учреждениях. Ходила в наш отдел полиции – там до моего визита даже фотографии мальчика на стенде не было. В Тулу звонила, в Управление внутренних дел. Дело в том, что мама Ильи не владеет компьютерной техникой, я ей помогала чем могла. В Щекино неоднократно ездила. После свидетельств у нас всех было ощущение: еще чуть-чуть и мы его найдем.
Ощущение обмануло: как выяснилось, ребенок все-таки утонул, весной его тело река вынесла на берег…
– Трудно было сообщить об этом ребятам, – говорит Фатьянова. – Он был общительным мальчиком, со многими дружил. Сказала им обо всем только после похорон, когда в школу пришла мама. Мы почтили его память минутой молчания. И до сих пор его иногда вспоминаем.
– Люди, наверное, говорили: зачем тебе это нужно, это дело полиции? – предполагаем мы.
– Да, такое было. Поиски отнимали много времени, и некоторые из моего окружения действительно удивлялись: зачем тебе эта головная боль? Но я не могла поступить иначе.
...В этом году Светлана Фатьянова собирается получить высшую профессиональную категорию. Она идет в ногу со временем, использует информационные технологии. Преподавательница показывает грамоты – ее ученики часто участвуют в различных конкурсах, в том числе всероссийских. Наверное, она может быть с ними строгой и требовательной, но атмосфера в классе кажется теплой, а второклассники наперебой суют нам яблоки и конфеты. Мы смеемся и отказываемся: «Сами скушаете на продленке». Но одно яблоко все-таки пришлось взять.
– Светлана, у вас есть какой-нибудь девиз в работе?
– Я считаю, что у учителя должен быть большой ум, но главное – большое сердце. Без большого сердца большие знания пользы не принесут.
Пример Светланы Фатьяновой ставит множество вопросов, на которые даже академики, пожалуй, не смогут дать однозначный ответ. В чем функция современного учителя? Где граница его ответственности? Где та черта, перед которой он имеет право сказать: а вот это меня уже не касается? И есть ли она вообще?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему