Общество

09:00, 04 октября 2013

Быть здоровым – задача общая

«Каждый из нас должен предпринимать конкретные действия к тому, чтобы выявить имеющиеся заболевания на самом их старте, а не непосредственно перед моргом. При таком подходе куда больше шансов остаться здоровым, да и лечение дешевле», – говорит директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Тульской области, заслуженный врач РФ Борис ФЕДОРЧЕНКО. И с ним трудно не согласиться…

Принцип солидарной ответственности системы здравоохранения и самого человека за собственное здоровье бесконечно муссируется, но законодательно не закреплен. Больному сделают бесплатную операцию при раке желудка, даже если он за полтора десятка лет бесконечных жалоб так ни разу и не решился пройти гастроскопию. А в Японии такого нерадивого пациента безжалостно лишат медицинской страховки – операцию ему придется делать за свой счет.
С января 2013-го финансирование здравоохранения стало преимущественно одноканальным, то есть практически все деньги приходят теперь в лечебные учреждения через систему обязательного медицинского страхования. Изменились и способы оплаты медицинской помощи: раньше больницам оплачивались койко-дни, а теперь так называемые «законченные случаи». Реформа прошла небезболезненно. Ряд медицинских организаций поначалу испытывал дефицит средств, а пациенты жаловались одновременно и на то, что попасть на лечение в стационар теперь не так-то просто, и на то, что их замучили формальными осмотрами.
Вопреки тому что острый период реформы прошел, Федорченко по-прежнему утверждает, что гармоничные отношения между здравоохранением и пациентом возникнут только тогда, когда деятельное желание быть здоровым станет нашей национальной идеей.
Следуя поговорке «цыплят по осени считают», мы задаем вопросы «медицинскому банкиру» региона о теперешнем положении дел в отрасли.
– Борис Николаевич, лечебные учреждения научились жить в условиях одноканального финансирования?
– С самого начала года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования проводил широкую разъяснительную работу в медицинских организациях. Наши специалисты выезжали в районы, встречались с административным корпусом, практикующими врачами, экономистами, средним медицинским персоналом. Целью было не только объяснить, что в результате перехода на преимущественно одноканальное финансирование отрасль получит не меньше, а больше денег – в этом году на миллиард рублей в сравнении с годом предыдущим, – но и выслушать претензии, понять деловые и психологические установки, с которыми медицинские организации вошли в реформу…
– А она действительно назрела?
– Если мы хотим перейти от валовых показателей к качественным, то – конечно. В эпоху бюджетной медицины деятельность учреждений здравоохранения оплачивалась по смете: столько-то коек в стационаре, на столько-то посещений рассчитана поликлиника – определяем средства на содержание больницы, получаем положенные по смете деньги. А лежали больные на этих койках или палаты оставались пустыми, не имело значения. С введением страховых принципов деньги начали идти в ЛПУ только вслед за больным, смета ушла в прошлое, стационару стали платить за койко-день, поликлиникам – за посещение. За двадцать лет существования ОМС к такому положению вещей все привыкли. Пациенты месяцами лежали в стационаре, принимая по три витаминки в день и «нарабатывая» больнице койко-дни. А врач поликлиники требовал от бедного больного являться на прием вновь и вновь, даже если в этом не было никакой необходимости. С нового года оплата медицинской помощи идет иначе – за законченный случай. Чем больше пациентов вылечишь, тем больше получишь средств, в том числе и на заработную плату. Если мы хотим применения эффективных методик и лекарств, оплачивать медицинскую помощь следует только так.
– И что же выяснилось в ходе встреч сотрудников фонда с персоналом больниц и поликлиник?
– Что готовы к работе в новых условиях, к сожалению, не все. Некоторые медицинские организации по-прежнему уповали на койко-день и поликлиническое посещение, и, естественно, финансирование их снизилось по сравнению с 2012 годом. Но уже к концу первого квартала ситуация стабилизировалась. К настоящему моменту достигнут баланс между объемами, тарифами и потребностью медицинских организаций в ресурсах – в том числе денежных средств на оплату труда, приобретение медикаментов и продуктов питания. Очень хорошо стали зарабатывать детские и инфекционные больницы, такие ЛПУ, как, например, горбольница № 1, которая берет на себя тяжелых – инфарктных, инсультных больных. По расходам средств ОМС на заработную плату врачам, среднему и младшему медперсоналу Тульская область находится сейчас на третьем месте в ЦФО после Москвы и Калуги. Ряд больниц именно в новых условиях оказались способны закупать действительно эффективные лекарства. Но некоторые не перестроились до сих пор. Не хочу называть эти лечебные учреждения, чтобы не обидеть даже не их руководство, не врачей, а больных.
– Тут и без перечисления конкретных ЛПУ все ясно. Чем конкурентоспособнее учреждение, чем лучше оснащено, чем больше в нем квалифицированных кадров, тем больше денег оно заработает. А что делать, если больница в глубинке, откуда уже все врачи разбежались?
– Не забывайте, что у мощных лечебных учреждений и расходы большие. А сельскому населению в условиях стандартизации медицины нужно шире использовать первичное звено для обеспечения доступности услуг. Прежде всего – средних медицинских работников. При наличии мобильного диагностического оборудования выездная форма работы медиков с населением отдаленных деревень должна стать нормой каждого дня.
– Жалобы пациентов на то, что в стационар теперь кладут только в самых крайних случаях, уже стали привычными. Разве можно экономить таким образом?
– Никто на этом не экономит. По расходам медицинских организаций на один койко-день наш регион все еще на четвертом месте в ЦФО. При этом остаток средств на счетах больниц на 1 января 2013 года – 600 миллионов рублей, на 1 июля – 900 миллионов. Если бы лечебные учреждения потрудились потратить все деньги, мы оказались бы на первом месте в Центральном федеральном округе по стоимости койко-дня. В течение 2012–2013 годов в регионе произошло сокращение госпитальной базы, но даже теперь она загружена всего на 93 процента. По количеству коек в пересчете на тысячу застрахованного населения Тульская область по-прежнему в лидерах – на третьем месте в ЦФО после Ярославля и Воронежа. А значит, требуется дальнейшее сокращение коечного фонда с целью более эффективного его использования. По объему пролеченных больных и количеству койко-дней мы вообще бьем все рекорды – занимаем первое место на «пьедестале почета» Центрального федерального округа. Врачи по традиции лечат в стационаре даже больных с практически не нарушенным состоянием, вместо того чтобы перенаправить в дневной стационар или на амбулаторное лечение. Пациентам тоже не так-то просто перестроиться, и они требуют госпитализации даже в тех случаях, когда в ней нет никакой необходимости. Отсюда и жалобы. Надо терпеливо объяснять, что современный таблетированный препарат по эффективности может превосходить столь любимую многими «капельницу», приравниваясь в ряде случаев к скальпелю.
– Выходит, пациенты не понимают своего счастья…
– Ирония тут неуместна, во многом действительно не понимают, даже стараются его избегать. Сейчас в Тульской области полным ходом идет диспансеризация взрослого населения. Она направлена на раннее выявление хронических неинфекционных болезней, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности. Это прежде всего сердечно-сосудистые, бронхолегочные и онкологические заболевания, сахарный диабет. Поликлиники ради удобства работающих открыты и по субботам. Начиная с 2013-го каждый застрахованный гражданин не только может, но и обязан пройти диспансеризацию один раз в три года за счет средств обязательного медицинского страхования. Фонд ОМС оплачивает еще и детские профилактические и диспансерные осмотры. Диспансеризацию в этом году должны пройти 260 тысяч взрослых, запланировано осмотреть 350 тысяч детей, на что будет потрачено более 700 миллионов рублей. Думаете, в поликлиниках отбоя нет от желающих прийти на диспансеризацию? Отнюдь! Если по профосмотрам годовое задание выполнено уже почти на сто процентов, то по диспансеризации всего на 44 процента. Это, конечно, лучше, чем во Владимирской и Тверской областях, где сделано значительно меньше. Но сама картина хода диспансеризации во всех областях ЦФО говорит о том, что наш народ занимается своим здоровьем по остаточному принципу: когда переделаю все дела. У нас даже есть жалобы от людей, которых поликлиники понуждают к осмотру, а они не хотят идти к врачам. А потом именно врачи бывают виноваты, что рак обнаруживается не в первой-второй, а уже в четвертой стадии! Поэтому я не устаю повторять, что здоровье пациента зависит в первую очередь от его отношения к самому себе. Вот вы, например, диспансеризацию прошли?
– Все как-то времени нет…
– Наши люди месяцами не могут выкроить время даже для того, чтобы забрать в страховой компании уже оформленный полис единого образца. На сегодняшний день в офисах компаний скопились тысячи невостребованных полисов. А ведь это документ строгой отчетности, только он дает право на получение бесплатной медицинской помощи.
– Вероятно, у людей, которые заказали полис единого образца, но не пришли получить его, есть другой – обычный, его и предъявляют в поликлинике. Ведь старые полисы тоже действительны, если срок их годности не истек…
– На время оформления полиса единого образца старый отбирается, вместо него выдается временное свидетельство, дающее право на бесплатную медицинскую помощь. Но временное свидетельство действительно не более тридцати рабочих дней с момента оформления. Видимо, граждане не обращаются за медицинской помощью вовсе, либо старых полисов у них имелось два. Такое не редкость. Создать единый для страны регистр застрахованных и провести замену полисов ОМС на полисы единого образца и понудил тот факт, что число выданных страховыми компаниями полисов превысило число жителей страны… Так или иначе, но сегодня пациентам, у которых вместо полиса на руках временное свидетельство, может быть отказано в записи на прием к врачу, их пошлют в страховую медицинскую организацию, чтобы они забрали-таки давно оформленный для них документ. Во избежание подобных проблем лучше сделать это заблаговременно.
– Могут отказать даже в получении скорой помощи?
– Нет. Экстренная медицинская помощь оказывается гражданину безотлагательно и бесплатно независимо от того, застрахован человек по обязательному медицинскому страхованию или нет. Однако полис, если он есть, все-таки необходимо предъявить, так как правила обязательного медицинского страхования теперь распространяются и на службу скорой помощи. Без этого невозможно учесть конкретные факты и сроки оказания больному медпомощи, а также затраченные на нее средства. Если у пациента при себе полиса ОМС нет, «скорая» может использовать данные паспорта, записать личные данные со слов или даже получить необходимые сведения позже – если человек находился в тяжелом или бессознательном состоянии.
В заключение мне хотелось бы пожелать каждому настолько ответственно подходить к собственному здоровью, чтобы поводов для вызова кареты «скорой помощи» никогда не возникало, а предъявлять полис приходилось бы исключительно на профилактических осмотрах.
Екатерина ГАРБУЗОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий