Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 30 Октября 2020

Человек или машина? Время выбирать

Человек или машина? Время выбирать
28 Июн 2013 09:00 / Общество
Прежде автомобиль считали роскошью. Потом статус «понизили» и стали называть машину просто средством передвижения (хотя, по правде говоря, роскошь тоже никуда не делась). Но при этом все как-то подзабыли о том, что «железный конь» – один из основных загрязнителей окружающей среды, вдобавок не так уж редко представляющий реальную угрозу жизни и здоровью фактически любого жителя.
Проблема, конечно, не в самом автомобиле – по сути, удачном и полезном изобретении человечества, а в том, какие взаимоотношения сложились между предметом и его создателями. Господство машин в современных российских городах оспаривать трудно – они занимают все пространство. Ремонт магистралей проводится чаще, чем тротуаров. Строительство новых развязок и мостов стоит на повестке дня острее, нежели создание скверов и аллей. Нехватка парковочных мест обсуждается повсеместно, а недостаток лавочек остается незамеченным.
– Мы привыкли к тому, что машины повсюду, воспринимаем это как норму, а ведь на самом деле ситуация ненормальна, – считает архитектор, апологет идеи безавтомобильного движения Вадим Макеев. – В Туле практически нет пешеходных зон как территорий, свободных от транспорта и предназначенных только для людей. А это означает, что, выходя из подъезда дома, человек оказывается в опасности.
Сухая статистика неумолима: более миллиона человек ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях. Ни вредные привычки, ни даже войны не причиняют столь колоссального вреда, но мы продолжаем думать, что это в порядке вещей.
В 1950 году студия Уолта Диснея сняла мультфильм под названием «Страсть к мотору». Авторы с изрядной долей иронии показали, как добрый и воспитанный мистер Уолкер, едва садясь за «баранку», преображается в «монстра гонщика», грубияна и дорожного хама и как неуютно чувствует себя пешеход на улицах большого города. Более полувека спустя эта короткометражка по-прежнему актуальна. Вот пример: не так давно в Ор­ловской области суд вынес приговор по резонансному делу – водитель ударил пожилого человека на пешеходном переходе. Дедушка переходил дорогу с внуком и погрозил автомобилисту, остановившемуся вплотную к «зебре», – тот не стерпел «оскорбления».
– Что происходит с человеком, садящимся за руль, – загадка, но он меняется, – размышляет Вадим Макеев. – Если сравнить площадь, которую занимают пешеход и водитель, разница очевидна. К тому же человек в машине причиняет куда больше вреда окружающей среде. Но именно пешеход оказывается в подчиненном положении, именно он должен уступать дорогу. Почему?..
Вадим считает, что надо менять психологию горожан, их мышление. А начать стоит с ограничений, чтобы люди поняли: пространство, в котором они находятся каждый день, должно быть другим.
– Нужно создать в городе зоны, куда закрыт въезд всем автомобилям, кроме некоторых видов спецтехники, – объясняет архитектор. – Это набережные, скверы, пешеходные улицы, дворы, где люди будут чувствовать себя в безопасности, не бояться отпускать детей. Может, это кому-то покажется жестким, но надо четко разделить территории автомобильной опасности и свободного передвижения людей.
Если ограничить возможности использования машин и следить за строгим соблюдением правил парковки, то людям придется задумываться не только о том, по карману ли им личный транспорт, но и смогут ли они им пользоваться и есть ли в нем реальная необходимость.
Придется, конечно, поработать и над созданием комфортной среды для «бесколесных» горожан. Но хорошие тротуары, малая уборочная техника и даже муниципальный транспорт обойдутся гораздо дешевле, чем многомиллионные и, в общем, малоэффективные проекты по избавлению Тулы от пробок.
А затем – рано или поздно – придется заняться транспортной логистикой, чтобы областной центр не задохнулся от постоянно растущего потока машин.
– Город не может нормально существовать, когда внутри находятся склады или производства, куда должна подъезжать грузовая техника, – все это должно размещаться за чертой населенного пункта, – объясняет архитектор. – Европейцы давно разделили города на жилую и индустриальную зоны. Даже Китай сейчас идет по этому пути, а мы еще находимся в каком-то безумном прошлом и не понимаем, что с этим делать. Пора понять, что тот путь развития, которым мы пытаемся идти, тупиковый. Город может быть или для людей, или для машин.
Елена КОЛОБАЕВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Читайте также

Защитить дом с умом. Чем полезны интеллектуальные домофоны
16 Окт 2020 14:21 / Общество
Домофоны, видеодомофоны, видеонаблюдение на придомовой территории и в подъезде – все эти «умные» устройства придуманы для того, чтобы сберечь в целости наше имущество, препятствовать входу людей посторонних и главное – сохранить личную безопасность. С обычными квартирными трубками, видеодомофоны с передачей изображения на сервер оператора или на экран в квартире, с облачным хранением и без хранения данных, с возможностью связи с экстренными службами – сегодня для круглосуточной охраны дома «умными» устройствами используются все ресурсы и разработки. Как это происходит, рассказала заместитель министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Елена Казмерчук. Читать »
Кто за грибами, а кто за «Веттерли-Витали»
14 Окт 2020 12:36 / Общество
Говорят, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – нет, в нашем случае, конечно, не в виде фарса, а, скорее, гражданского подвига неравнодушных земляков. Объясняем: в 1941-м лихвинские партизаны оборудовали в лесу несколько землянок, откуда выходили на задания и где отдыхали после боев. За ними впоследствии присматривали местные краеведы – вплоть до развала СССР, водили туда школьников-экскурсантов, потом сооружения сгнили, про них подзабыли, но уже в наши дни в Суворовском районе нашлись люди, которые решили воссоздать лагерь лесных мстителей. Можно много говорить о патриотическом воспитании – а можно делом доказать, что память о героях жива. Читать »
Квартира как стимул добывать уголек
14 Окт 2020 07:10 / Общество
Если вы думаете, что слова «гласность» и «перестройка» вошли в лексикон советского человека лишь в горбачевские времена, то вы ошибаетесь. Оказывается, уже в 1980-м они замелькали на страницах киреевской газеты «Маяк». «Перестройка начинается сегодня» – так называлась статья в районке (кстати, под редкой рубрикой «Интервью с отстающими»), в которой речь шла о том, что «шахта «Смирновская» на протяжении Х пятилетки работает хуже других угольных предприятий района, ее ежегодный долг в среднем составляет 40 тысяч тонн угля». Впрочем, мы не только перелистали газетную подшивку в областной библиотеке, но и отправились на ту самую шахту – точнее, в те места, где она когда-то существовала: в поселок Головлинский. По пути встретили словоохотливую женщину. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Наш Twitter