Общество

09:00, 28 июня 2013

Человек или машина? Время выбирать

Прежде автомобиль считали роскошью. Потом статус «понизили» и стали называть машину просто средством передвижения (хотя, по правде говоря, роскошь тоже никуда не делась). Но при этом все как-то подзабыли о том, что «железный конь» – один из основных загрязнителей окружающей среды, вдобавок не так уж редко представляющий реальную угрозу жизни и здоровью фактически любого жителя.
Проблема, конечно, не в самом автомобиле – по сути, удачном и полезном изобретении человечества, а в том, какие взаимоотношения сложились между предметом и его создателями. Господство машин в современных российских городах оспаривать трудно – они занимают все пространство. Ремонт магистралей проводится чаще, чем тротуаров. Строительство новых развязок и мостов стоит на повестке дня острее, нежели создание скверов и аллей. Нехватка парковочных мест обсуждается повсеместно, а недостаток лавочек остается незамеченным.
– Мы привыкли к тому, что машины повсюду, воспринимаем это как норму, а ведь на самом деле ситуация ненормальна, – считает архитектор, апологет идеи безавтомобильного движения Вадим Макеев. – В Туле практически нет пешеходных зон как территорий, свободных от транспорта и предназначенных только для людей. А это означает, что, выходя из подъезда дома, человек оказывается в опасности.
Сухая статистика неумолима: более миллиона человек ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях. Ни вредные привычки, ни даже войны не причиняют столь колоссального вреда, но мы продолжаем думать, что это в порядке вещей.
В 1950 году студия Уолта Диснея сняла мультфильм под названием «Страсть к мотору». Авторы с изрядной долей иронии показали, как добрый и воспитанный мистер Уолкер, едва садясь за «баранку», преображается в «монстра гонщика», грубияна и дорожного хама и как неуютно чувствует себя пешеход на улицах большого города. Более полувека спустя эта короткометражка по-прежнему актуальна. Вот пример: не так давно в Ор­ловской области суд вынес приговор по резонансному делу – водитель ударил пожилого человека на пешеходном переходе. Дедушка переходил дорогу с внуком и погрозил автомобилисту, остановившемуся вплотную к «зебре», – тот не стерпел «оскорбления».
– Что происходит с человеком, садящимся за руль, – загадка, но он меняется, – размышляет Вадим Макеев. – Если сравнить площадь, которую занимают пешеход и водитель, разница очевидна. К тому же человек в машине причиняет куда больше вреда окружающей среде. Но именно пешеход оказывается в подчиненном положении, именно он должен уступать дорогу. Почему?..
Вадим считает, что надо менять психологию горожан, их мышление. А начать стоит с ограничений, чтобы люди поняли: пространство, в котором они находятся каждый день, должно быть другим.
– Нужно создать в городе зоны, куда закрыт въезд всем автомобилям, кроме некоторых видов спецтехники, – объясняет архитектор. – Это набережные, скверы, пешеходные улицы, дворы, где люди будут чувствовать себя в безопасности, не бояться отпускать детей. Может, это кому-то покажется жестким, но надо четко разделить территории автомобильной опасности и свободного передвижения людей.
Если ограничить возможности использования машин и следить за строгим соблюдением правил парковки, то людям придется задумываться не только о том, по карману ли им личный транспорт, но и смогут ли они им пользоваться и есть ли в нем реальная необходимость.
Придется, конечно, поработать и над созданием комфортной среды для «бесколесных» горожан. Но хорошие тротуары, малая уборочная техника и даже муниципальный транспорт обойдутся гораздо дешевле, чем многомиллионные и, в общем, малоэффективные проекты по избавлению Тулы от пробок.
А затем – рано или поздно – придется заняться транспортной логистикой, чтобы областной центр не задохнулся от постоянно растущего потока машин.
– Город не может нормально существовать, когда внутри находятся склады или производства, куда должна подъезжать грузовая техника, – все это должно размещаться за чертой населенного пункта, – объясняет архитектор. – Европейцы давно разделили города на жилую и индустриальную зоны. Даже Китай сейчас идет по этому пути, а мы еще находимся в каком-то безумном прошлом и не понимаем, что с этим делать. Пора понять, что тот путь развития, которым мы пытаемся идти, тупиковый. Город может быть или для людей, или для машин.
Елена КОЛОБАЕВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий