Общество

11:45, 12 сентября 2017

Человек, приручивший мечту

 Андрей ЖИЗЛОВ

В сентябре 1902 года в уездном городе Ефремове в семье купца Михаила Мясищева родился сын Владимир. Кто бы мог подумать, что мальчишка из тихого, зеленого Ефремова станет человеком, который определит развитие мировой авиации?

Время авиации
В ту пору жизнь не только здесь, но и во всем мире была сугубо земной: год назад газеты живописали, как американец Густав Уайтхед преодолел по воздуху 800 метров на 15-метровой высоте на крылатом аппарате, похожем на летучую мышь, – и это для начала XX века было удивительным прорывом.
В 1913 году Мясищев поступил в Ефремовское реальное училище с математическим уклоном. Вундеркиндом Владимир не был – в основном получал четверки.
В 1917-м грянула революция, потом другая, а вскоре началась Гражданская война. Сам Мясищев по малолетству в этих событиях не участвовал, однако именно военные события предопределили его дальнейшую судьбу. Как-то раз через Ефремов на Южный фронт Гражданской перелетал отряд военных летчиков Красной армии. Возможность увидеть воочию самолеты, которые он раньше встречал только в журналах, стала для юноши потрясением.
И недаром в 1920 году он отправился в Москву, где поступил на механический факультет высшего технического училища. Прожить на студенческий паек было трудно, и Мясищев в свободное от занятий время учительствовал в детдоме, а порой работал грузчиком.
В 20-е годы становилось ясно, что авиация открывает небывалые возможности для человечества. В училище Мясищева увлекли педагоги – последователи Николая Жуковского, русского изобретателя, создателя аэродинамики и аэромеханики. Даже тему дипломной работы – цельнометаллические истребители – он выбрал между мечтой и реальностью: в СССР тогда был только один такой самолет-разведчик – АНТ-3 конструктора Андрея Туполева.
По окончании МВТУ он пришел работать в Центральный аэрогидродинамический институт. Сначала трудился под руководством Владимира Петлякова, который специализировался на разработках крыла. Первыми конструкторскими задачами Мясищева стали разработки крыльев для бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Впрочем, как и любой талантливый исследователь и практик, он не отличался узостью мышления: участвовал также в проектировании бомбовых отсеков для этих воздушных машин.
Вскоре Туполев, также работавший в ЦАГИ, предложил Мясищеву возглавить отдел экспериментальных самолетов. Здесь его новаторский подход ярко раскрылся: он спроектировал торпедоносец Т-1 – первый советский целевой самолет такого профиля. Увы, в одном из полетов машина рухнула – и проект свернули.
В 30-е годы Мясищев помог Советскому Союзу сделать рывок в развитии пассажирской и транспортной авиации, освоив конструкцию закупленного в США самолета DC-3 и приступив к пуску серийного производства советского аналога Ли-2 в Филях. Мясищев впервые в СССР использовал плазово-шаблонный метод производства самолетов, обеспечивающий взаимозаменяемость узлов и агрегатов.

Самолет, которого не могло быть
Но довести это дело до конца не удалось – в первые дни 1938 года конструктора арестовали. Пока шло следствие, его направили в ЦКБ-29 – бюро, в состав которого входили заключенные авиаконструкторы и инженеры. Мясищев поначалу работал здесь под началом Петлякова. В том же году он спроектировал дальний высотный бомбардировщик, получил право создать собственное конструкторское бюро. 1938-й еще не кончился, а Мясищев уже представил рабочий проект самолета ДВБ-102. Работу над ним он продолжил уже в Омске, куда его перевели в июле 1940-го: сначала Мясищева осудили на 10 лет за вредительство и подготовку к совершению контрреволюционных преступлений, а через два месяца досрочно освободили.
Уже началась Великая Отечественная война, когда состоялись испытания первого дальнего высотного бомбардировщика. Он достиг скорости 565 км/ч и высоты в 11,5 километра, но дальность оказалась меньше ожидаемой. И все же за разработку Мясищев получил благодарность от советского правительства.
В 1942 году в авиакатастрофе гибнет Петляков – руководитель бюро, выпускавшего самолеты Пе, основные бомбардировщики Красной армии. Руководить направлением доверили Мясищеву – за годы войны под его началом было создано около десяти модификаций Пе-2.
Несмотря на заслуги и награды, в 1944 году Мясищев получил звание генерал-майора, а в 1945-м – орден Суворова, после вой­ны его КБ расформировали. Мясищев переходит на работу в Московский авиационный институт деканом, однако продолжает разработки.
В 1946 году Великобритания и США, озабоченные тем, что СССР после победы во Второй мировой получил под контроль половину Европы и только расширяет сферу влияния, фактически дали старт «холодной войне» – это прозвучало в Фултонской речи Черчилля. Началась гонка вооружений, в том числе в области самого нового и убийственного вида – ядерного оружия. Разработка бомбы – особая статья, но ее до противника, который располагается за океаном, еще нужно было доставить. И как раз в это время Мясищев присылает в Министерство авиапромышленности проект первого дальнего реактивного стратегического бомбардировщика. Кстати, Туполев от создания такой машины отказался – он сомневался в том, что такое вообще возможно, и даже обосновал это Сталину.
…Работа над проектом была немыслимо кропотливой. В 1951-м для создания самолета воссоздается КБ Мясищева, и за год на завод в Филях оттуда отправляют 55 тысяч чертежей. 20 января 1953-го бомбардировщик М поднимается в воздух. Меньше двух лет потребовалось для того, чтобы создать советский самолет, тогда как в США на машину такого же класса потратили девять лет, а в Британии – шесть.
Вскоре новый самолет получил название М-4 и был пущен в серийное производство. Мясищев продолжал совершенствовать разработку и вскоре представил новую модификацию 3М, а также первую в мире систему дозаправки в воздухе. Параллельно создавался и реактивный пассажирский самолет, а также машина с ядерной силовой установкой.

Он ценил все хорошее
В 1959-м в небо поднялся еще один самолет Мясищева – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50. Увы, слабоват был двигатель, поэтому машина стала лишь экспериментальной. По той же причине не продвинулся дальше и усовершенствованный М-52.
В 1960 году КБ Мясищева теряет самостоятельность и вливается в ракетное бюро, а сам он становится руководителем ЦАГИ в Жуковском. Здесь он значительно улучшает исследовательскую и конструкторскую базу и занимается разработкой схем самолетов со сверхзвуковой скоростью, в том числе с новой формой, которая известна по звездолетам из фантастических фильмов.
Во второй половине 60-х, уже будучи руководителем экспериментального машзавода в Жуковском, Мясищев разработал схему с изменяемой стреловидностью крыла – причем раньше американцев. Но Туполев благодаря связям в верхах не дал хода одобренному изобретению Мясищева: его наработки передали в туполевское КБ, которое по этому проекту выпустило Ту-160.
Эти интриги, конечно, не доставляли радости нашему земляку. Но он продолжал работать. КБ Мясищева разработало схему и различные системы космического корабля «Буран», секретно работало над самолетом М-25, который мог уничтожать врага ударными волнами с перепадами давления. А лебединой песней стал самолет М-17, способный летать в стратосфере на высоте до 22 километров со скоростью до 700 км/ч.
Мясищева не стало 14 октября 1978-го, но его мысли и разработки продолжали жить. Например, детище Владимира Михайловича – тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант» совершил более 150 полетов, доставляя на Байконур элементы космических кораблей.
На малой родине Мясищева не забыли: в музее Ефремова ему посвящен целый зал, а улица Большая Московская, где будущий конструктор провел детство, теперь носит его имя. А на днях ему присвоили звание почетного гражданина Тульской области. Награду получила дочь конструктора Мария Владимировна.
– Папа был бы очень этому рад, – уверена она. – Он ценил все хорошее, потому что очень многое пережил. И хорошо относился к людям, был добрейшим человеком. Если он видел, что уборщица сегодня грустная, он обязательно спросит: «Что с вами?» Если кто-то заболел – поможет, даст денег на лекарства.
Теперь Мясищев, который никогда не останавливался перед словом «невозможно», – в ряду славных уроженцев Тульской земли. И это место он занимает по достоинству.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Игорь Владимирович
19 сентября 2017
Хорошая статья. К сожалению, улица до сих пор называется Свердлова. А идея автора великолепна. Очень хорошо переименовать ее в улицу Мясищева. Наш великий земляк достоин этого

Ранее на тему

На эту же тему