Общество

00:00, 03 февраля 2018

Четвероногие хранители

Софья МЕДВЕДЕВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В музей-заповедник «Ясная Поляна» пришла настоящая, снежная и морозная зима. Прогуливаясь у дома Волконского, то там, то здесь можно заметить мелькающие между сугробами черные ушки и сверкающие на солнце зелено-желтые глаза. Это местные коты и кошки пристально высматривают, кто пришел на их территорию.

В усадьбе кошки были не всегда: во времена, когда здесь еще жил Лев Николаевич, нельзя было найти ни одной – жена великого писателя Софья Андреевна не жаловала этих животных. Шли годы, лето сменяло зиму, усадьба стала музеем. И со временем один за другим здесь начали появляться котята. Конечно, не сами по себе, а усилиями «добрых» жителей ближайших населенных пунктов, которые стали подбрасывать к воротам усадьбы коробки с маленькими пушистыми комочками.
– Иногда поражаешься, до какой степени люди могут быть черствы, – говорит главный хранитель музея Элеонора Абрамова. – Пару лет назад сотрудники музея отправились пахать поле, ехали по обочине и едва не подцепили наглухо закрытую коробку. Остановились посмотреть, что в ней. Оказалось – четверо котят. Кто-то забрал часть из них домой, а остальных поселили в усадьбе. Так что почти за каждой местной кошкой стоит грустная история появления в Ясной Поляне.
Со временем котята стали обживаться в усадьбе, подросли и начали плодиться. Так на территории усадьбы и образовались три кошачьих «клана». Черные-пречерные живут у дома Волконского, белые с небольшими черными пятнышками – у дома Толстого, а у хозяйственных построек обитают «полосатики» – всего около двадцати кошек. Животных здесь очень любят и подкармливают.
В кабинете у главного хранителя живет настоящая королева местных кошек – изумрудноглазая Пушистик, или просто Пуся. История ее появления в усадьбе тоже грустная – холодной зимой ее вместе еще с несколькими котятами подбросили под житню. Котята плохо пережили холода, несколько из них погибли. Пуся долго болела, но стараниями Элеоноры Петровны выжила, и теперь она – полноправная хозяйка небольшого кабинета хранителя.
Обращают на внимание на животных и гости музея и без гостинцев не оставляют: многие туляки и щекинцы, когда едут в усадьбу, привозят лакомство для кошек, а иногда и специально приезжают ради этого. Многие туристы, оставляя отзыв на каком-нибудь сайте в интернете, уже стали упоминать кошек как местную достопримечательность и напутствовать других: едешь в Ясную Поляну – возьми угощение для хвостатых. А некоторые посетители и вовсе забирают котят и кошек домой, чему сотрудники очень рады. К тому же большую часть кошек музейщики стерилизовали: одних – по программе бесплатно, а других – на собственные средства.
– Помню, как-то раз пришли в музей мальчик лет пяти и его мама и встретили здесь у нас маленького котенка, – рассказывает Элеонора Абрамова. – Мальчику так полюбился этот малыш, что он попросил маму забрать его с собой. И та не отказалась.
Еще одна теплая кошачья история отчасти связана с потомками сына Льва Николаевича – Льва Львовича. Однажды в кабинете у главного хранителя музейных фондов раздался телефонный звонок. На том конце приятный мужской голос поинтересовался: можно ли приехать и взять котенка из Ясной Поляны? Элеонора Петровна договорилась с загадочным мужчиной, что он будет в один из выходных дней. Через некоторое время в усадьбу приехал молодой парень с сумкой-переноской, полотенцем, чтобы животному в ней было не холодно, и несколькими пакетиками корма, интересовался, чем правильно кормить котенка и как за ним ухаживать. Элеонора Петровна была поражена, как тщательно подготовился к визиту молодой человек. Тогда он рассказал, что не случайно забирает котенка именно из Ясной Поляны, и поведал нежную историю: сам парень – из Москвы, его семья дружит с потомками Льва Львовича Толстого, которые живут в Швеции. Некоторое время назад он сделал в Ясной Поляне предложение руки и сердца своей девушке. И вот в память о таком знаменательном дне решил преподнести невесте котенка из этих мест.
– Посетители, которые забирают котят из усадьбы, часто просят совета у музейщиков: а как назвать? Мы всем советуем: назовите Ясей, в честь Ясной Поляны, – улыбается Элеонора Петровна.
Коты – настоящий пушистый дозор местных фондов. Усадьба Льва Толстого расположена на заповедной территории, в лесу, и с наступлением осени музей атакуют мыши. А кто лучше всяких химических средств справится с этими грызунами-вредителями? Конечно, кошка.
Музейщики верят, что однажды у каждого пушистого хранителя появится свой дом. Пусть менее именитый, зато теплый, а главное – свой.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Львёнок Яснополянский
12 февраля 2018
» » Музейщики верят, что однажды у каждого пушистого хранителя появится свой дом...» Это, во многом, от вас, г-да спецы, и зависит. Покажите всему миру, начиная с этих самых «окрестных населённых пунктов», что вы уважаете идейное христианское наследие Толстого: живёте так, как он ВСЕХ учил жить. Не как казённая казарма... а по-Божьи и по-Русски, общинно. И — мудро. Ядро будущей страны НЕ дураков, А гениев. Покажите пример, что можно жить без первобытных фобий и страстей, стяжательства, кубышничества... Жить. не признавая денег и государственного насилия, никакого государства, правительства. По-христиански относясь к своему и ближних своих труду: беря и уступая без счётов и плат. Торопясь за жизнь как можно больше подарить... Такой воспитывающе-просветительный пример служителей Духовного Заповедника № 1 планеты Земля покорил бы Божьей Истине все, и самые негибкие умы и измученные сердца. Это было бы общее освобождение: и от нищеты, и от бомжей, и от брошенных детей и Котят. Что? Не хотите? Не любите, как и Софья Андреевна? Жаль... Это безверие. Это — Бога не признаёте. * * * * *  «Почему, вместо того чтобы представлять себе людей неудержимо отдающимися похоти и размножающимися, как кролики, и для поддержания своих размножающихся поколений устраивающими себе в городах заводы с приготовлением химической пищи и живущими среди них без растений и животных, - почему не представить себе людей целомудренных, борющихся со своими похотями, живущих в любовном общении с соседями среди плодородных полей, садов, лесов, с прирученными сытыми друзьями-животными, только с той против теперешнего их состояния разницей, что они не признают землю ничьей отдельной собственностью, ни самих себя принадлежащими какому-либо государству, не платят никому ни податей, ни налогов и не готовятся к войне и ни с кем не воюют, а, напротив, всё больше и больше мирно общаются народы с народами?»  (Л.Н. Толстой «О значении русской революции»)

На эту же тему