Общество

20:19, 08 ноября 2012

Дедловский дендрарий

В полинявшем осеннем пейзаже зелень кедра еще гуще, еще сочнее. Хочется подойти, сжать в пальцах его иголки. Кажется, вечнозеленое дерево способно в пасмурный день вернуть бодрость духа. И все-таки символом дендрария Дедловской сельской школы Веневского района скорее назовешь канадский клен. Вон он качается от ветра, поводя последними багряными листьями…Почему уникальное школьное хозяйство приходит в упадок? И можно ли этому помешать или остается смириться, как смиряются с октябрьским ненастьем?
Поцелуй черемухи
– Подойдите попробуйте, какие иголочки у пихты нежные, – советует директор Владимир Ямановский и с хитрым видом добавляет: – Как пальцы любимой девушки!
И ведь он отчасти прав! Иначе почему возникает желание зарыться лицом в эти добрые, пушистые руки-ветви, обнять дерево, как человека.
У боярышника, напротив, руки голые, колючие, с ним даже здороваться не хочется. Плакучая рябина в трауре – совсем поникла головой. Зато на низеньких кустиках светится ярко-желтым японская айва – Ямановский советует употреблять ее с чаем. Дальше по аллее – красные капельки барбариса. Особняком, как будто подчеркивая высокий статус, стоит голубая ель. Ее зеленые сородичи столпились плотной группкой. Участь некоторых из них незавидна – быть срубленными и украсить новогодний утренник. Не только в Дедловской, но и в других школах.
В дендрарии побывали, наверное, все дети района: местный учитель биологии, энтузиастка Олимпиада Батова регулярно проводит экскурсии. Первый урок экологии у местных учеников традиционно проходит на скамейках под высоченными соснами. У школы есть собственный яблоневый сад – урожая хватает до нового года. Потихонечку возрождается еловый питомник – большая его часть сгорела три года назад. А на аллее, ведущей к зданию, два дерева переплелись стволами – в месте соприкосновения на одном из них образовалось дупло, похожее на сложенные в поцелуе губы. «Поцелуй черемухи и сосны» – так и называют здесь это явление. Глядя на него, невольно веришь: деревья чувствуют, где их любят, а где просто мимо проходят.
Остатки роскоши
И вроде бы все прекрасно: школа в 29 человек, а с такой оригинальной воспитательной программой! Проблема в том, что это лишь слабые отзвуки тех фанфар, что гремели еще лет десять назад. Именно тогда был основан дендрарий, посажен питомник. Тогда и многие годы до того школьники ухаживали за выделенными им квадратами леса – малыши собирали мусор, старшие производили санитарные рубки. Дедловские ученики участвовали во всесоюзных и всероссийских конкурсах школьных лесничеств, однажды, в 60-е годы, даже взяли первый приз. Организовывали областные конференции по экологии и краеведению. Сотрудничали со швейцарцами, водили сверстников по своей экологической тропе, показывали расположенный в двух шагах Венев-монастырь, живописные склоны карьера, родники, рощи, журчащий по камешкам Осетр.
А теперь… В общем, вернитесь на десяток строчек выше и сравните. Причиной угасания активности директор Владимир Ямановский считает бедственное положение, в котором оказался Веневский лесхоз.
– Раньше они оказывали нам огромную поддержку, – говорит Владимир Михайлович, – Саженцы для питомника, дендрарий – без них ничего этого не было бы. Но теперь лесхозу не до нас... У нас в стране, по-моему, лесное хозяйство вообще в последнее время развалилось. А мы, так получилось, пожинаем плоды. Такое ощущение, что и образовательную систему взялись развалить – школы одна за одной исчезают. Поговаривали, что и нас в этом году закроют: здание-де старое, нет спортзала, да и отапливаемся дровами, а это дорого, кроме того, учеников все меньше…Но пока, как видите, работаем.
Вопросы выживания
Тем не менее на экологическом воспитании школы крест ставить рано.
– Сейчас мы установили связь с Тульским лесничеством, они нам и с доставкой дров помогли, и досок привезли для уроков технологии – вон, видите, мы скворечники обновили, – показывает Ямановский.
– Так вы с ребятами все-таки ездите работать, так сказать, в лесные чащи?
– Да что вы! Чтобы поехать в другой район, нужно такую кучу бумаг оформить! Это очень сложно.
Оказывается, возможность есть, просто бумагами заниматься не хотят…
– А не пробовали елочки из питомника продавать, школам ведь разрешается получать внебюджетные доходы?
– Надо вносить изменения в устав, непросто это, – вздыхает директор.
Да, непросто: нужно будет съездить в Венев и Тулу, и, может, не один раз, но, в общем-то, для школы, находящейся на оживленной автодороге, это не такая большая проблема.
Не требует грандиозных финансовых затрат и проведение областных экологических конференций – ведь, несмотря на все изменения в худшую сторону, в Дедлове сохранились и сад, и часть питомника, и дендрарий. Там, глядишь, школа получила бы некоторую известность в регионе, а учреждение, прославившееся воспитательной работой, закрыть все же не так просто…
Татьяна МОТОРИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему