Общество

09:00, 20 сентября 2013

Детище «толкового дельца»

«На Тульском заводе оружейного дела мастерам делать ружей в год драгунских и солдатских по 15 000 фузей с ножами... а для лучшего в том оружейном деле способу при той оружейной слободе изыскать удобное место и построить заводы, на которых можно было бы ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою». С этого петровского указа уходят в историю кустари и начинается эпоха казенного оружейного производства в нашем городе. Но имя человека, который стоял у истоков создания старейшего предприятия, практически стерлось из народной памяти. Речь идет о князе Григории Волконском.
«Тульский биографический словарь» не содержит статьи о Григории Ивановиче Волконском. И, кажется, историки так и не сошлись во мнении, был князь положительным или отрицательным героем своего времени. Однако значение его для Тулы переоценить сложно: сподвижник Петра, он по велению императора организовал строительство казенного завода, что в конечном итоге сделало наш город оружейной столицей государства.
Сведения о детстве и юности Волконского весьма скупы. Представитель 23-го колена древнего рода, он, вероятно, был сыном белевского воеводы. Известно, что в начале XVIII столетия он служил в действующей армии и принимал участие в войне со шведами.
В 1712 году при учреждении Сената князь вошел в его состав. По замечанию историка Василия Ключевского, первый Сенат представлял собой, скорее, «государственную управу», состоящую из «немногих толковых дельцов, способных угадать волю, поймать неясную мысль царя, скрытую в лаконичной шараде наскоро набросанного именного указа, разработать ее в понятное и исполнимое распоряжение и властно присмотреть за его исполнением».
Волконский управлял городами Верхневолжья, при нем в том числе началось строительство завода в Ярославле. Именно на Волге должен был появиться центр оружейного производства, куда предполагалось перевести тульских казенных кузнецов. Планы нарушил несчастный случай – на новом заводе случился пожар, средств на его восстановление не нашлось.
Необходимости реорганизации оружейного дела происшествие, конечно, не отменило, но теперь речь зашла о Туле – и именно Волконскому, назначенному главным начальником всего оружейного производства в государстве, поручили устроение казенного предприятия.
Указом от 15 февраля 1712 года Петр повелел строить в Туле оружейные вододействующие заводы и Оружейный двор.
В апреле Волконский представил проект и смету завода императору и получил одобрение. Техническое руководство строительством он возложил на автора проекта Марка Красильникова. Двор на северо-западе Заречья должен был строиться каменный, дабы производство не могли погубить пожары. Особым указом князь приказал готовить кирпич «самый твердый и добрым мастерством» и до окончания строительства запретил отправлять кирпичников на другие работы, а сверх того привлекались пленные шведы. В январе 1714 года была пущена первая очередь завода. С этих пор сверлить и оттачивать стволы на дому оружейникам запрещалось.
Еще летом 1712-го в письме к князю Петр I наказал принимать «со всех губерний ребят молодых» для обучения оружейному делу, распределять их по мастерам и присматривать, чтобы они не предавались праздности.
В те времена распространена была практика, когда туляков посылали в другие губернии для выполнения тех или иных работ. Когда в Сенате встал очередной вопрос об отправке кузнецов для починки ружей в войска, Волконский предупредил, что это вызовет затруднение на производстве. Сославшись на пожелание Петра, он предложил «для научения оружейному делу взять в ученики из кузнецов не старых, от 15 до 30 лет, по нескольку человек из губерний, в помянутую Оружейную слободу и изучить для вышеназначенных посылок».
Идею приняли, и еще несколько лет Тула оставалась центром обучения мастеров. До 1716 года подготовку здесь прошли 255 учеников.
Надо сказать, деятельность в звании «главного начальника оружейного производства» не принесла Волконскому славы. Петр I регулярно получал доносы на князя.
«Господин Волконский, – сообщалось в одном из них, – тульских купцов разорил вконец: повелено на государя делать по 15 фузей в год на сроки, и между теми сроками, исполняя свои прихоти, заставляет их делать многое свое ружье обронным (вид гравировки. – Прим. ред.) лучшим мастерством; а который не сделает указного ружья на срок, таких мучит жестоким истязанием, и надсмотрщик стольник Чулков с них за то великие взятки берет и у выдачи денег вычитает и говорит, что половина князю, а другая половина ему».  
Князя обвиняли в сговоре с промышленником Демидовым, в различных финансовых махинациях. В 1715 года разразился скандал: часть высших сановников оказалась под следствием, в их числе и сенатор Волконский. В Туле ревизоры серьезных злоупотреблений при строительстве заводов не нашли, но следствие все-таки обнаружило факты казнокрадства, в котором был замешан и князь. Наравне с прочими его арестовали и подвергли экзекуции, а затем и конфискации имущества.
Управление тульскими оружейными заводами, слободой и мастеровыми было передано генерал-фельдцейхмейстеру Якову Брюсу. При нем и было завершено строительство завода в 1718 году.
Дальнейшую же судьбу Волконского проследить сложно, упоминаний о нем мало. Даже год его смерти однозначно назвать нельзя. По версии составителей гербовника дворянских родов Российской империи, он скончался в 1718 году, а в иных источниках есть более поздние упоминания о князе.
Елена КОЛОБАЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему