Общество

20:23, 19 января 2015

Диагноз – «нелюбовь»

 Нелли ЧУКАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В Тульском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, уже не один год оказывают поддержку несовершеннолетним, подвергшимся насилию. Увы, источником горя и бед для мальчиков и девочек чаще всего становятся самые близкие люди.

Директор центра Галина Ковалева может до бесконечности рассказывать такие семейные истории, от которых у нормального человека  кровь стынет в жилах.
Невидимые миру слезы
…Двухлетнюю Леночку впервые поместили в центр помощи вместе с ее старшими сестрами. Родители-алкоголики совершенно не заботились о дочках, оставляли их без присмотра, и зареванные малышки часто засыпали голодными. А когда мама и папа возвращались, то осыпали детей тумаками и подзатыльниками. Пока три сестры находились в центре, пара умудрилась произвести на свет еще одну малышку и очень гордилась своей плодовитостью, комментируя ситуацию так: «Отобрали, и ладно. А мы себе еще нарожаем!»
В отношении старших детей судом было принято решение о лишении родителей прав, а Леночку почему-то вернули в семью. Но сотрудники центра не выпускали этих людей из поля зрения.
Девочка страдала сильнейшей близорукостью. Когда одна из глазных клиник бесплатно организовала в центре осмотр воспитанников, тут сразу же вспомнили о полуслепой Леночке. Когда девочку привели к окулисту, трудно было не заметить, что лицо ее в синяках, а за ушком багровеет плохо заживающий рубец.
На вопрос, что случилось, отец ответил:
– Так она ж слепая совсем. Очки опять потеряла, а без них не видит ничего, вот и натыкается на углы!
Хорошо зная этого гражданина, ему не поверили. А раздев ребенка, увидели, что все ее тщедушное тельце в кровоподтеках. Малышка рассказала, что отец жестоко избил ее шнуром от DVD лишь за то, что посмела взять в руки пульт и вроде бы что-то испортила.
Разумеется, юристы учреждения тут же связались с сотрудниками полиции и сообщили о факте жестокого обращения с ребенком. Было возбуждено уголовное дело.
Отец-садист отправился в места не столь отдаленные. А Леночку после курса реабилитации определили в приемную семью. Но, видимо, нервная система ребенка расшаталась настолько, что в конце концов девочку пришлось поместить в специализированный интернат.
…В другой семье мама – вполне положительная и благополучная, между прочим, медицинский работника – никак не могла поверить своей восьмилетней дочери, когда та рассказала ей, что дядя Петя, сожитель матери, пристает к ней со всякими гадостями. «Ну что ты придумываешь?!» – говорила она ребенку. И только когда малышка попала в центр, совместными усилиями врачей, психологов и юристов все же удалось доказать, что в отношении ребенка имели место действия сексуального характера. Извращенца осудили.
…А не так давно в центр поступил семилетний мальчик, сын алкоголиков. Его старшего брата давно забрали бабушка с дедушкой, а Саньку почему-то не взяли.
Несмотря на то что кормили в учреждении хорошо, окружили мальчонку заботой и предложили массу интереснейших занятий, он все время сбегал. Его находили и возвращали. Но он убегал снова. А еще Саша все время что-то писал в тетрадке, с которой никогда не расставался. При этом ни со взрослыми, ни с маленькими обитателями учреждения в контакт он не вступал. В конце концов его отправили на обследование в психиатрическое отделение. А когда врача спросили о диагнозе, тот, грустно усмехнувшись, ответил:
– Диагноз один – «нелюбовь». А так пацан абсолютно нормальный.
Как выяснилось, сбегал Саша, чтобы увидеть единственную родную для него душу – дворняжку по кличке Белка. И именно ей он бесконечно писал в своей тетрадочке неотправленные письма.
Репрессивная педагогика
В принципе любой ребенок, поступающий в этот центр, – пострадавший. Необязательно физически или сексуально, ведь некоторые родители в воспитательном раже так психологически «прессуют» своих детей, что те готовы бежать куда глаза глядят.
…Алису до 11 лет растила в основном бабушка, потому что папа много работал, а мама все больше занималась собой любимой. Так уж случилось, что отец и бабушка ушли в мир иной, и матери волей-неволей пришлось заниматься ребенком. Девочка хорошо училась в школе и по мере сил помогала по дому, но родительницу постоянно что-то не устраивало. Мать беспрестанно ругала Алису, обзывала последними словами. Когда девочка поступила в центр, по мнению специалистов, она была на грани суицида.
– Этот ребенок в течение длительного времени постоянно подвергался эмоциональному террору, невыносимому даже для взрослого человека психологическому давлению, – комментирует ситуацию Галина Ковалева. – Мне по долгу службы пришлось беседовать с матерью. Выслушав дикие крики, я спросила у женщины: что же в вашей девочке хорошего?
– Ничего в ней хорошего не осталось! – констатировала родительница.
Как выяснилось, мать могла заявить подростку:
– Ты толстая! – и перестать кормить.
Доходило даже до голодных обмороков в школе. Больше года шла необъявленная война между матерью и ее единственной дочкой. Сейчас Алиса живет в приемной семье и все у нее благополучно.
– Многим родителям, к сожалению, наиболее близки репрессивные меры воздействия на детей, – говорит Галина Петровна. – Ребятишек зачастую пытаются воспитывать одними угрозами: будешь плохо учиться – накажу, не уберешь в комнате – в угол поставлю, оставишь грязную посуду – выпорю! Но ведь можно и нужно строить отношения иначе, побуждая детей к действиям при помощи поощрения, похвалы. У нас работала воспитательница, которая вообще никогда не заставляла детей что-либо делать. Просто сама начинала, к примеру, собирать вещи в игровой комнате, делать уборку в спальне. И ребятишки моментально с энтузиазмом включались в работу, поскольку они по природе своей очень отзывчивы и с радостью пытаются помогать старшим. Жаль, что у взрослых не всегда хватает мудрости поддержать этот почин, и они начинают приказывать, покрикивать. Спустя время смотришь, а от благих порывов у ребенка уж не осталось и следа.
Надоели!
Впрочем, жестокими бывают не только взрослые по отношению к детям. Сейчас специалисты центра пытаются урегулировать отношения в приемной семье, 10 лет назад взявшей на воспитание пятилетнюю девочку. Маша совсем недавно узнала, что она неродная, и принялась протестовать. Ощущая себя обманутой, она мстит вырастившей ее женщине, как только может. Сначала чуть не сожгла дом, потом неизвестно куда исчезла большая сумма денег, снятая матерью с книжки для покупки бытовой техники.
Когда у нее спросили, чем она недовольна, Маша ответила, что мама покупает ей совсем не те вещи, которые девочке хотелось бы иметь. И все. Закрылась, словно в ракушке, демонстрирует полное равнодушие и непробиваемость. А мама то плачет, то грозится отдать девчонку в интернат. Что делать? Пока нет ответа…
Еще одна воспитанница приемной семьи ушла от родителей спустя пять лет совместного и, казалось бы, вполне благополучного проживания. Ее взяли десятилетней и растили как родную вместе со своими двумя кровными детьми. Наравне с ними возили на отдых за границу и на российские курорты, одевали как куколку, учили в очень хорошей школе.
В 15 лет Даша влюбилась во взрослого парня и заявила, что хочет большей самостоятельности, а тотальный родительский контроль ее не устраивает. И вообще надоело ей присматривать за младшими и помогать матери делать уборку! Слишком уж квартира огромная.
Девушку забрали из приемной семьи, подыскали ей других замещающих родителей. Но и тех она не больно-то слушает, все время где-то пропадает. А у женщины, ее вырастившей, глубокая депрессия и тяжелейший нервный срыв. Она ну никак не может понять, чем вызвана эта жестокость по отношению к ним, так любившим и до сих пор все еще любящим Дашу…
Родительская беседка
Как писал классик, все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая несчастлива по-своему. Какие-то дети голодают, кого-то регулярно жестоко избивают и давят морально. Очень важно вовремя заметить это неблагополучие и принять все возможные меры.
Известно, что чаще всего проблемы возникают именно в период полового созревания ребенка. Он остро ощущает свою взрослость, но еще совершенно не понимает, что с ней делать, и оттого протестует против всех и вся любыми доступными для него средствами: принимается скандалить по поводу и без, сбегать из дому, начинает курить... И совершенно не важно, родная это семья или приемная. Когда ты годами воспитываешь ребенка, вкладываешь в него все силы и душу, уже не имеет значения, кто именно произвел его на свет, и одинаково больно, когда рвутся связывавшие вас нити.
Для семей, столкнувшихся с трудностями роста, в центре помощи создали объединение под названием «Родительская беседка». Разобраться в проблемах взаимоотношений между детьми и взрослыми помогают психологи, юристы, медики, а также священники. Сюда приглашают приемные семьи, сумевшие преодолеть многие проблемы и оттого ставшие еще более крепкими. Причем зовут не только замещающих родителей, но и их воспитанников, которые со всей откровенностью рассказывают о том, что и как им довелось пережить.
Желающие могут обратиться в центр по адресу: город Тула, улица Седова, дом 31-г. Или по телефонам: 26-44-60, 26-23-02.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий