Общество

20:38, 07 ноября 2012

Душегубка размером с зажигалку

На спортивную площадку школы № 25 города Новомосковска эти подростки пришли не с тем, чтоб размяться на турнике, а как обычно – заказать себе «мультики». Содержимого двух газовых зажигалок, выпущенного в полиэтиленовый мешок, за глаза хватало для того, чтобы стать, скажем, героем межзвездной войны. Но в этот раз одному из нюхачей просто поймать «глюки» показалось мало. Он хотел всемогущества всерьез и надолго. Не мелочась, парень жадно глотал газ прямо из зажигалки. И через пару минут был мертв. Его друзья, даром что находились в состоянии наркотического опьянения, убежали.
Без дозы
Новомосковская городская прокуратура в ходе проверки, связанной со смертью десятиклассника, установила, что употребление газа из зажигалок на территории школы носит систематический характер. Но ни директором школы, ни органами внутренних дел не принималось никаких мер по пресечению этой порочной практики.
За доказательствами далеко идти не пришлось. Работник надзорного органа обнаружил, что прямо к забору учебного заведения примыкает стихийная свалка, на которой в большом количестве разбросаны пустые надломленные зажигалки. Кроме того, рядом со школьным двором расположено заброшенное здание, где газовые баллончики, пустые тюбики из-под клея «Момент», шприцы, ампулы, банки и бутылки – едва ли не главные составляющие бесчисленных мусорных куч. Вывод напросился сам собой: двор и прилегающая территория «являются местом концентрации лиц антиобщественного поведения».
Прокурор потребовал привлечь к дисциплинарному взысканию и директора школы, и сотрудников администрации Новомосковска, ответственных за благоустройство территории вокруг учебного заведения. Чем, разумеется, погибшего парня к жизни не вернешь…
Областной нарколог Михаил Груздов считает, что опасность нового увлечения безусой молодежи – ингаляции парами пропанбутановой смеси – еще не осознана обществом.
– Подросток из Новомосковска – не первая жертва сниффинга (вдыхание газа из баллончиков. – Ред.) в нашей области, – утверждает Михаил Борисович. – Около двух лет назад в Туле в подъезде собственного дома нашли мертвого мальчика, и вскрытие показало, что он сначала вдыхал, а потом глотал газ из зажигалки. Попадая в желудок, пропанбутановая смесь быстро испаряется и наносит сильнейший холодовой удар по сердечно-сосудистой системе, вызывая остановку миокарда. Уже тогда нам были известны десятки случаев гибели подростков, употреблявших содержимое зажигалок с целью опьянения, в других регионах России. Это крайне рискованно, ведь рассчитать дозу совершенно невозможно. Токсикоманы просто выдавливают газ в полиэтиленовый пакет и надевают его на голову. Глубина вдохов, концентрация паров различны, поэтому понятие дозы тут отсутствует. Бывает, подросток теряет сознание и уже не может снять с головы пакет, который перекрывает доступ кислорода в легкие. Я выступал на активе городской антинаркотической комиссии, на координационном совете по профилактике наркозаболеваний, на муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних, предупреждая: у тульской молодежи появилось опаснейшее увлечение. Но комплекс мер, способный его пресечь, до сих пор даже не обсуждался.
Наркотики
для нищих
Появившийся в Туле пару лет назад новый вид токсикомании на самом деле не так уж нов. Ретроспективный анализ показывает, что младая поросль еще с конца 80-х начала массово использовать не по назначению клей, растворители красок, жидкости для химической чистки, лак для ногтей, эфир, бензин, газ для зажигалок… В разных регионах в разные годы повально использовались разные вещества, но тульская молодежь долго отличалась консерватизмом, применяя по преимуществу клей «Момент». Он был дешев и быстро вызывал фазу «мультиков» – наплыв ярких подвижных зрительных галлюцинаций, которые проецируются, как на экране, а также безудержный смех, заражающий всю группу нюхачей.
Замечено, что мода на те или иные «наркотики для нищих» может спонтанно возникать на какой-то территории и через некоторое время так же спонтанно исчезать, пожав печальную жатву искалеченных судеб, а то и смертей. В Ставрополе тело 14-летнего мальчика обнаружили на крыше беседки во дворе школы, рядом валялись несколько пустых зажигалок. В Минеральных Водах вернувшаяся домой мать обнаружила сына мертвым: на его голове был надет полиэтиленовый пакет, внутри которого находились две разобранные газовые зажигалки. Список можно продолжить, закончив недавним случаем в Новомосковске... Может быть, пропанбутановой смеси через какое-то время предпочтут что-то еще, но сейчас родителям стоит напрягаться всякий раз, когда они видят газовую зажигалку в руках своего отпрыска.
В Тульской области в этом году на учет в наркологический диспансер попали пять подростков – один с диагнозом «наркомания», четверо с токсикоманией. 244 человека находятся на профилактическом учете как потребители психоактивных веществ, зависимость у них пока не сформировалась.
Но если не принять мер, она сформируется, дайте срок. Тогда жизнь нюхача будет подчинена только одной цели – найти что-нибудь пригодное для ингаляции. А поскольку речь идет об очень дешевых веществах, поиски всегда окажутся результативными.
Регулярно нюхающие токсикоманы проводят свои дни, постоянно поддерживая определенную глубину опьянения. Кайф на них действует иначе, чем на новичков. Опьянение становится совсем коротким, не более 20–30 минут, после чего требуется повторное вдыхание. Токсикоманы объединяются в компании, обосновываются на чердаках, в заброшенных помещениях, на дачах. Отказываются от всей остальной, ненаркотической жизни, бродяжничают, совершают преступления. Чаще всего в токсикоманию втягиваются дети из неблагополучных семей с низким культурным уровнем, беспризорные, ребята, плохо успевающие в школе, проводящие время в праздном шатании. Но это не значит, что отличники застрахованы от опасности попасть в их среду. Так, погибший в Новомосковске юноша был из достаточно благополучной, многодетной семьи с нормальным достатком и приоритетами.

Мимо печени
Вдыхание летучих веществ очень быстро приводит к опьянению. Пары или газы сразу же впитываются в кровь – сквозь слизистую оболочку дыхательных путей. Они не проходят через печень с ее обезвреживающими ферментами, как это бывает при употреблении алкоголя, а поступают прямо по назначению – в мозг. По токсичности с летучими растворителями не может сравниться ни один наркотик, даже пресловутый крэк…
Областной нарколог Михаил Груздов не тешит себя надеждами, что продажу газовых зажигалок несовершеннолетним удастся запретить.
– После запрета свободной продажи в аптеках кодеинсодержащих препаратов я не видел ни одного пациента с интоксикацией дезоморфином, – рассказывает он. – Надо как можно быстрее перевести на рецептурный отпуск еще несколько лекарственных средств. Например, популярные глазные капли и некоторые обезболивающие препараты – они также используются с целью опьянения. Только недавно внесли в список наркотических средств каннабиноиды, которые длительное время добавлялись в курительные смеси. Но теперь те же производные конопли подсыпают в соль для ванн, превращая ее в наркотики. Наши запретительные меры катастрофически отстают.
Будто услышав Груздова, руководство Госнаркоконтроля заявило на страницах «Российской газеты», что ведомство хочет получить полномочия от правительства на временный запрет новых одурманивающих веществ. Начать решено с «веселящего газа» – закиси азота, который продают на дискотеках в обычных воздушных шариках. Ведь пока у законодателя дойдут руки до включения нового наркотика в запретительный список, наркодилеры успеют отравить полстраны.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему