Общество

21:24, 23 июня 2020

Это будет последний ваш бой

Это будет последний ваш бой
Высокий бурьян, одичавший сад, изъеденный временем старый дом… Новая здесь – только табличка с короткой надписью «Продается» и длинным номером сотового телефона.
Казалось бы, вполне привычная картина для глухой деревни в 25 домов, где отродясь не было удобств: ни водопровода, ни природного газа. Только продается не просто дом, а дом одного из участников знаменитого Ольшанского десанта, вошедшего в историю уникальным примером, когда его бойцы – все до единого – стали Героями Советского Союза…

В бессмертье шагом марш!
В 1918 году в этом доме в деревне Долматовка родился мальчик по имени Сергей, ставший пятым ребенком в крестьянской семье Николая Андреевича и Агриппины Сергеевны Судейских. Спустя время, семья перебралась на тульскую окраину. Биография их сына оказалась совсем короткой: окончил школу в Заречье, устроился слесарем на патронный завод, потом работал на оружейном. В 1939 году его призвали на службу в армию, и Сергей попал в морскую пограничную охрану…
В 1944 году советские войска наступали огромным фронтом – активные военные действия шли от Черного до Баренцева моря. В марте наши воины подошли к украинскому городу Николаев - одному из крупнейших речных портов и судостроительных центров.
Важность обладания этим узлом была поистине огромной. Фашисты его хорошо укрепили, город считался неприступным. Для облегчения удара наступающей армии командование решило завязать бой в тылу немецкий войск. С этой целью в Николаев отправили десант из добровольцев морской пехоты. Группой бойцов командовал старший лейтенант Константин Ольшанский. В речной порт пошли пятьдесят пять моряков, среди которых оказался старшина первой статьи Сергей Судейский, десять саперов и два связиста из штаба армии. Их проводником был местный рыбак.
К моменту высадки в город Николаев за плечами десантников были успешные операции на легендарной «малой земле», бои за Новороссийск, освобождение портов Таганрога, Осипенко и Мариуполя, форсирование Днепра.
Сергей Судейский, попавший на войну в один из первых ее дней, успел проявить себя при защите Севастополя, после ранения вернулся на фронт, получил медаль «За боевые заслуги», был отличным разведчиком.
Десантников сразу предупредили, что бой в порту будет смертельным. Именно им придется оттянуть на себя вражеские силы, чтобы облегчить действия наступающих частей Красной Армии. И именно поэтому в тот бой позвали добровольцев. Шанс уцелеть был минимальным.


Немцы думали, что там - полк
За пять часов, преодолевая сильнейший встречный ветер Бугского лимана, они прошли 15 километров и оказались на точке высадки. Рано утром 26 марта 1944 года морские пехотинцы сняли часовых, заняли несколько зданий порта и перешли к круговой обороне.
Обнаружив в тылу советских солдат, гитлеровцы изрядно растерялись. Немцы не знали, что с ними сражается небольшая группа наших десантников и, боясь прорыва русских в город, кинули в бой свежие части, которые сняли с передовой: сначала пушки, потом минометы, следом – танки. Дошла очередь до огнеметов и термитных снарядов. Морякам одновременно пришлось отбиваться и тушить занявшийся пожар. Но наши солдаты стояли на смерть, отвлекая огонь и внимание на себя.
Фашисты до конца были уверены, что ведут бой с крупным соединением. Битва продолжалась два дня. Один из уцелевших участников десанта Николай Яковлевич Медведев потом вспоминал, что солдаты сражались, даже истекая кровью. Кто-то из них, с простреленным животом, набивал патронами пулеметные и автоматные ленты, кто-то, с оторванной рукой, взяв связку гранат в уцелевшую руку, бросился под немецкий танк, кто-то обожженный, в горящей одежде, кинулся факелом в сторону фашистов…
Сергей Судейский был одним из лучших пулеметчиков в своей части. Он отлично знал свое дело. В тот раз ему досталась оборона конторы порта, и парень беспрерывно поливал огнем немецких солдат. С тяжелым ранением – продолжал стрелять. Сергей так и погиб – с оружием в руках…
Морскими десантниками было отбито восемнадцать яростных атак противника, в том числе несколько танковых.

Когда подошли советские войска, в городе чадили здания, на улицах лежали убитые враги. Позже подсчитали, что Судейский с товарищами уничтожили около 700 солдат и офицеров немецкой армии. Боевую задачу они выполнили с честью, но выполнили самой высокой ценой…
В развалинах конторы речного порта нашли десяток полуживых десантников. Пятеро из них скончались на руках своих освободителей. Но те, что потом воскресли в госпиталях, рассказали о боевых друзьях, о жестокой схватке и геройской гибели: в том сражении смертью храбрых пали все офицеры, все старшины, сержанты и многие краснофлотцы николаевского десанта. Его героем по праву считается и наш земляк, навсегда оставшийся 25-летним…

Не опустела память людская
Как и других участников боя, Сергея Судейского похоронили в братской могиле города Николаев в сквере 68 десантников. Их не стали делить на «наших» и «ваших», на морских пехотинцев, саперов и связистов. Уже через год Приказом Верховного главнокомандующего все участники сражения за порт были представлены к Звездам Героев. Шестьдесят восьмым в этом списке – весной 1965 года - стал тот самый молодой рыбак, который провел моряков в город…
К огромному счастью, ни в Туле, ни в Николаеве имена десантников не позабыли. В освобожденном городе, созданный по инициативе работников порта, несмотря на политические противоречия, действует Народный музей боевой славы моряков-десантников. Сейчас там хранится рубашка нашего земляка: до самой смерти ее берегла мать Сергея, а в музей передала стернькая сестра. На берегу Бугского лимана, откуда уходили морские пехотинцы, установлен гранитный камень с памятной надписью.
В нашем краю в 1965 году один из проездов поселка Октябрьский в ту пору Зареченского района переименовали в улицу Сергея Судейского. Через десять лет это имя было присвоено пограничному сторожевому кораблю, который действует в Камчатском управлении Федеральной пограничной службы. А еще через пять лет в тульской школе №59 открылся музей памяти Героя Советского Союза Сергея Судейского и десантного отряда 384-го особого батальона морской пехоты Черноморского флота. Именем Героя названа и сама школа.
Ну а под Тулой, в деревне Долматовка, на самом въезде, в 2014 году по инициативе местных жителей установлен обелиск фронтовикам-односельчанам, за которым они сами и ухаживают. Первым именем на черном камне высечено имя Сергея Николаевича.
Кстати, и поныне простенький стенд с дорогими сердцу фамилиями ветеранов стоит прямо в саду у дома Судейского. Но даже если дом опустел, людская память не опустеет…


При написании статьи использовались воспоминания бывшего директора народного музея города Николаев Владимира Спатаря, а также рассказ старосты деревни Долматовка Юлии Маликовой.



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий