Общество

Идеальная пара: колледж + производство

 Татьяна МОТОРИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА

После того как учащиеся российских колледжей и училищ с треском провалились на престижном конкурсе World Skills International, федеральное Минобрнауки в который раз задумалось о том, как сделать профобразование эффективным и современным. Отдельное внимание пообещали уделить сотрудничеству с работодателями. Чего же не хватает им – тем, кто учит, и тем, кто трудоустраивает, чтобы  между собой соорудить мост?
Хороший пример
Говорить о том, что колледжи-техникумы-профлицеи уж совсем далеки от «потребителя» кадров, нельзя. Для примера возьмем Тульский государственный машиностроительный колледж имени Никиты Демидова. Один из его партнеров – КБП – выделил средства на приобретение специального прибора и программного оборудования к нему для измерения качества изготовляемой детали, другой – «Тулачермет» – нашел в своем бюджете средства для дополнительной стипендии студентам-«металлургам». Но, что еще важнее материальной помощи, большинство учащихся колледжа начинают работать на предприятиях уже после первой практики: утром – в класс, днем – в цех.
В сложные 1990-е колледж активно и не без успеха искал социальных партнеров. Сегодня активность – тоже весьма нужное качество… Наша репортерская группа заходит в большую комнату. Треть пространства занимают токарный и фрезерный станки. Особенно впечатляет фрезерный: на гладком корпусе – множество непонятных кнопок, в раскрытом зеве – заготовка для будущей детали. За компьютерами  – парни и девушки, они создают виртуальные модели этих самых деталей и не боятся нажимать на таинственные кнопки. В 2008 году колледж выиграл «умную» машину и программное оборудование в конкурсе, организованном федеральным Министерством образования и науки.
«Маштех» – далеко не единственный пример востребованного у работодателей учебного заведения. Ясногорский технологический техникум и сельскохозяйственный колледж имени И. С. Ефанова в Туле, Щекинский политехнический колледж и Тульский колледж строительства и отраслевых технологий… Полный список занял бы, пожалуй, целую страницу.
Наши учреждения готовят специалистов, говорят в областном министерстве образования, а вот от работодателей невозможно добиться – чего они сами-то хотят? Что должен знать учащийся исходя из специ­фики их трудового коллектива?
Еще один сложный момент – сотрудничество с сельскохозяйственными предприятиями. Они не доверяют дорогостоящую современную технику тем, кто приходит на практику, предпочитая после выпускных экзаменов брать ребят потолковей и обучать в индивидуальном порядке.

Производство кадров
Не всем довольны и кадровики заводов. Например, им не нравится, что подготовка специалистов длится так долго – два с половиной года. Ведь если на предприятие пришел большой заказ, то кадры нужны, как говорится, вчера. На что образование резонно отвечает: не забывайте про курсы переподготовки, которые могут длиться от 16 часов до 6 месяцев. Правда, диплома государственного образца у слушателя курсов не будет.
Бытует у промышленников и мнение, что учреждения среднего профобразования (СПО) «плохо готовят». В некоторых случаях для этого, увы, есть основания. Вот одна красноречивая цифра: всего только 40 процентов оборудования в учреждениях – не старше семи лет. А техника в данном случае очень важна.
– В последние годы ситуация потихоньку стала меняться к лучшему, – считает директор Тульского сельскохозяйственного колледжа имени И. С. Ефанова и председатель совета директоров учреждений СПО и НПО Олег Глотов. – В 2012 году начала действовать областная программа развития профобразования, и после огромного провала, который был в девяностые, нас стали лучше финансировать. Но всех проблем она решить не может.
В этих условиях самостоятельная подготовка специалистов представляется правильным выбором. Вот какие доводы приводит начальник учебного центра Туламашзавода Николай Ивутин:
– Специалистов больше негде взять! Те ребята, что приходят из техникума, знают азы, но сразу стать к станку и работать не могут. Плюс в центре они осваивают то оборудование, которое есть в реальных цехах, и привыкают к распорядку завода.
Центр существует уже около сорока лет, так что на производстве давно убедились в эффективности системы, несмотря на то что она требует немалых вложений. Вот, например, фрезерный и токарный станки с ЧПУ стоят 40 миллионов рублей. Кстати, при взгляде на них испытываешь чувство дежавю: ну очень похоже на машколледж! Обучение длится пять с половиной месяцев. За год удается подготовить до 60 человек.
О центре подготовки рабочих подумывает и другое крупное тульское предприятие – КБП. Но при этом директор по управлению персоналом Александр Власенко говорит:
– Поймите правильно, даже если появится такой центр, мы никогда не откажемся от сотрудничества с учреждениями СПО. Допустим, предприятию нужно сто тех или иных рабочих. Конечно, расходы на их подготовку оправданны. А если требуются 2–3 специалиста? Без них, может быть, вся работа встанет, но можем ли мы себе позволить расходовать немалые средства ради двух вакансий… Вот тут-то и помогают учреждения проф­образования – это те источники, которые позволяют, не мешая нашему технологическому процессу, получить новые кадры.

Из класса –
в цех и обратно
Возможно, разрешить противоречия между двумя сторонами поможет дуальное образование. Для нашей страны это явление новое, а вот в Европе, в частности – в Германии, оно давно и успешно развивается. Суть его проста – теоретические знания учащийся получает в классе, а практические – у станка (или, скажем, на комбайне) под руководством опытного наставника.
– Предполагается, что будут заключены трехсторонние договоры:  между предприятием, обучающимся и учреждением, – рассказывает главный специалист-эксперт областного департамента образования Наталья Хусаинова. – Бизнес оплачивает обучение, закрепляет наставников, платит повышенную стипендию. А после окончания учебы выпускник обязуется отработать на предприятии определенное время либо компенсировать ему расходы.
Таким образом, у работодателей появляется гарантия, что все хлопоты не пропадут втуне и кадры они обязательно получат.
Один из лучших примеров развития дуального образования в России – сотрудничество Первоуральского металлургического колледжа и Челябинского трубопрокатного завода. Последний построил отдельное здание, оснастил его самым современным оборудованием. Освоив азы здесь, ребята отправляются на производство. Правила для них не смягчают, зато разрешают пользоваться некоторыми привилегиями рабочих. Конкурс оказался таким высоким, что колледжу пришлось пожертвовать одними специальностями, чтобы открыть другие – металлургические.
В идеале все так и должно выглядеть. В Тульской области тоже начали работать в этом направлении.
– Хвастаться нам пока особо нечем, – признается начальник отдела развития профессионального образования, реализации региональной политики, программ и проектов в сфере образования Сергей Ненарочкин. – Совместно с министерством промышленности и ТЭК ведем консультации с предприятиями разного профиля – машиностроительными, химическими, легкой промышленности. Постепенно донесем информацию до всех работодателей. Да, после этих собраний они оживились, предоставили информацию о потребности в кадрах, но сказать, что они массово включились в систему дуального образования, все же нельзя. На сегодняшний день в эксперименте вызвался поучаствовать только «Тулаэлектропривод» – он будет сотрудничать с профлицеем №25. Обучение начнется в сентябре.

Другие новости