Общество

09:41, 15 марта 2019

Искусство на грани

Софья МЕДВЕДЕВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Крыса на стене. И не одна, а целых две. Вокруг толпятся люди, фотографируют, тут же выкладывают снимки в соцсети. Такую картину можно наблюдать в эти дни в Тульском художественном музее, где открылась выставка стрит-арта.

В понимании некоторых граффити – вандализм. Конечно, если на историческом здании появляется неприличное слово, то это так. Но в современных реалиях настенная живопись становится искусством. Уличные художники привносят в серые городские будни яркие пятна рисунка.
Искусство не для всех – так часто характеризуют граффити. Если написанные на холсте или акварельные натюрморты и пейзажи понятны каждому, то яркие смелые мазки иногда могут даже оттолкнуть зрителя. Уличное искусство родилось за океаном, а затем распространилось по всей Европе. Пик граффити пришелся на нулевые: тогда баллончик в руки брал практически каждый, пытаясь через рисунок выразить свою индивидуальность.
Граффити менялись, развивались. В последнее десятилетие такая живопись трансформировалось из нелегальной, с ярким социально-критическим подтекстом, в настоящее искусство. Граффити стали украшать культурные и общественные пространства. И даже – экспонироваться в музеях.
На стенах «черного» выставочного зала обновленного Тульского областного художественного музея дерзкие, неформатные для традиционного вернисажа работы смотрятся непривычно. Обычно такое творчество наблюдаем на стенах зданий, а тут вдруг – в зале с подсветкой. Но зато здесь есть возможность рассмотреть рисунок буквально под микроскопом, изучая все до мельчайших деталей.
Выставка полна постеров, живописи и графики российских и европейских «граффитистов». Среди них, например, Роман Добров, работающий по направлению теггинг. Тег (от англ. tag – метка) – своего рода самопрезентация художника, его подпись. История граффити и началась именно с этих быстрых росчерков, и многие художники впервые попробовали себя именно в теггинге. Для достижения большей известности каждый автор постоянно привносил новые, привлекающие внимание детали – знаки пунктуации, звезды, даже животных.
Центральная фигура выставки – культовый британский художник Бэнкси. Его имя известно каждому, кто хоть немного интересуется настенной живописью. Самый известный герой Бэнкси – крыса – украшает стены британской столицы. По задумке художника, она олицетворяет движущую силу общества, символизирует триумф обездоленных людей.
В Туле представлены два авторских принта с этим грызуном – Love Rat и Gangsta Rat. Оба приобретены в Лондоне: одна в галерее Лазаруса, вторая – в музее Мома. Количество таких экземпляров лимитировано, они пронумерованы лично Бэнкси.
– Музей должен быть интересен всем, – считают организаторы выставки. – Если произведения искусства вызывают споры, это хорошо. Для Тулы стрит-арт актуален. Эта экспозиция привлечет молодежь в музей, что очень важно! «Черный зал» в художественном музее стал наполняться интересными выставками. Здесь есть что показать и что открыть.

Выставка «Бэнкси и уличное искусство» будет открыта до 7 апреля.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему