Общество

19:04, 08 апреля 2015

Катюша готовится к параду

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В середине марта с постамента у входа в Новомосковский историко-краеведческий музей аккуратно сняли краном катюшу и увезли на эвакуаторе. Фронтовую технику доставили на территорию автоколонны № 1411, чтобы специалисты занялись реставрацией этого реактивного миномета на гусеничном ходу. Нашей репортерской группе удалось побывать в том самом цехе, где сейчас «колдуют» над восстановлением уникального раритета «сороковых роковых».


К «старушке» здесь относятся с большим уважением. Еще бы, другую такую катюшу еще поискать надо. Об истории этой боевой машины уже сняты документальные фильмы, написано множество статей, оформлена музейная экспозиция...
При каких же обстоятельствах она оказалась на новомосковской земле? Вот как сообщает об этом сайт www.novomoskovsk75.ru со ссылкой на воспоминания Галямма Миначева – бывшего военного, обслуживавшего одну из катюш в боях под Сталиногорском: «Мы оказались на плотине, переправились на восточную ее сторону. Дело осложнялось тем, что не могли выехать на неустоявшийся лед и ударить прямой наводкой. И все же майор приказал установке старшего лейтенанта Таращука осторожно продвинуться на середину водохранилища и дать первый залп. Боевой расчет занял свои места. Мы увидели, как вонзились в тело плотины огненные языки, раздались взрывы. Но не заметили, как медленно оседал в воду задний борт машины».
Сейчас рабочие автоколонны говорят: «Если бы она не затонула в 1941 году, то, возможно, такая техника вообще осталась бы только в воспоминаниях и на фотографиях». Катюшу сумели достать со дна лишь в конце восьмидесятых годов.
Базой для реактивного миномета был трактор СТЗ-5 «Сталинец». По словам специалиста по истории военной техники Сергея Панкова, конечно, колесное шасси обеспечило бы большую оперативную маневренность, нежели гусеничное. Да и расход топлива стал бы меньше. Впрочем, в военных условиях особо выбирать не приходилось. Что имелось под рукой, то и использовали.
– Перед нами поставлена задача: при реставрации не допустить установки неоригинальных деталей, это же преступление по отношению к такой удивительной технике, – пояснил руководитель комбината специального обслуживания Сергей Полотняк. – Было бы здорово, если бы мы смогли поставить катюшу на ход, но главное все же для нас – сохранить ее. Конечно, для того, чтобы она поехала, можно просто взять и поменять двигатель, установив любой другой. Но, как я уже говорил, при реставрации мы намерены избегать новодельных узлов.
Каждый день в цехе проводят производственные совещания. Прежде чем что-то сделать, рабочие долго консультируются со специалистами, обсуждают те или иные моменты.
– Баки с катюши мы уже сняли – проверяем их на герметичность, – рассказал слесарь Сергей Игнатов. – Разобрались с направляющей системой. Что касается других узлов, то некоторые из них мы даже поначалу не могли сдвинуть с места. Ведь эта машина долго простояла под открытым небом, что дало о себе знать. Например, гусеницы пришлось проливать керосином. Промазали и другие агрегаты.
Директор филиала «Новомосковский» Тульской транспортной компании Олег Хархурин признался: возникли некоторые проблемы и с топливной системой, но специалисты обещают устранить все неполадки к 1 мая. А до юбилея Победы новомосковцы собираются провести на территории автоколонны ходовые испытания, чтобы окончательно понять: сможет ли эта катюша участвовать в параде или же из цеха ее вернут на постамент…
По соседству с техникой на гусеничном ходу сейчас доводят до ума советский старенький грузовой автомобиль «УралЗиС».
– Вот эта машина у нас точно примет участие в параде 9 Мая, – улыбается Сергей Полотняк. – Кстати, она в нем уже участвовала, когда в Новомосковске отмечали 65-летие Победы. Правда, на следующий год не смогла выехать: двигатель забарахлил. Сейчас эту проблему наша автоколонна уже решила. И автомобиль теперь снова на ходу. Единственное, что осталось доделать, – установить сиденье в кабине, оно сейчас ремонтируется.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему