Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 20 Октября 2020

Катюша готовится к параду

Катюша  готовится к параду
08 Апр 2015 19:04 / Общество
 Сергей МИТРОФАНОВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В середине марта с постамента у входа в Новомосковский историко-краеведческий музей аккуратно сняли краном катюшу и увезли на эвакуаторе. Фронтовую технику доставили на территорию автоколонны № 1411, чтобы специалисты занялись реставрацией этого реактивного миномета на гусеничном ходу. Нашей репортерской группе удалось побывать в том самом цехе, где сейчас «колдуют» над восстановлением уникального раритета «сороковых роковых».


К «старушке» здесь относятся с большим уважением. Еще бы, другую такую катюшу еще поискать надо. Об истории этой боевой машины уже сняты документальные фильмы, написано множество статей, оформлена музейная экспозиция...
При каких же обстоятельствах она оказалась на новомосковской земле? Вот как сообщает об этом сайт www.novomoskovsk75.ru со ссылкой на воспоминания Галямма Миначева – бывшего военного, обслуживавшего одну из катюш в боях под Сталиногорском: «Мы оказались на плотине, переправились на восточную ее сторону. Дело осложнялось тем, что не могли выехать на неустоявшийся лед и ударить прямой наводкой. И все же майор приказал установке старшего лейтенанта Таращука осторожно продвинуться на середину водохранилища и дать первый залп. Боевой расчет занял свои места. Мы увидели, как вонзились в тело плотины огненные языки, раздались взрывы. Но не заметили, как медленно оседал в воду задний борт машины».
Сейчас рабочие автоколонны говорят: «Если бы она не затонула в 1941 году, то, возможно, такая техника вообще осталась бы только в воспоминаниях и на фотографиях». Катюшу сумели достать со дна лишь в конце восьмидесятых годов.
Базой для реактивного миномета был трактор СТЗ-5 «Сталинец». По словам специалиста по истории военной техники Сергея Панкова, конечно, колесное шасси обеспечило бы большую оперативную маневренность, нежели гусеничное. Да и расход топлива стал бы меньше. Впрочем, в военных условиях особо выбирать не приходилось. Что имелось под рукой, то и использовали.
– Перед нами поставлена задача: при реставрации не допустить установки неоригинальных деталей, это же преступление по отношению к такой удивительной технике, – пояснил руководитель комбината специального обслуживания Сергей Полотняк. – Было бы здорово, если бы мы смогли поставить катюшу на ход, но главное все же для нас – сохранить ее. Конечно, для того, чтобы она поехала, можно просто взять и поменять двигатель, установив любой другой. Но, как я уже говорил, при реставрации мы намерены избегать новодельных узлов.
Каждый день в цехе проводят производственные совещания. Прежде чем что-то сделать, рабочие долго консультируются со специалистами, обсуждают те или иные моменты.
– Баки с катюши мы уже сняли – проверяем их на герметичность, – рассказал слесарь Сергей Игнатов. – Разобрались с направляющей системой. Что касается других узлов, то некоторые из них мы даже поначалу не могли сдвинуть с места. Ведь эта машина долго простояла под открытым небом, что дало о себе знать. Например, гусеницы пришлось проливать керосином. Промазали и другие агрегаты.
Директор филиала «Новомосковский» Тульской транспортной компании Олег Хархурин признался: возникли некоторые проблемы и с топливной системой, но специалисты обещают устранить все неполадки к 1 мая. А до юбилея Победы новомосковцы собираются провести на территории автоколонны ходовые испытания, чтобы окончательно понять: сможет ли эта катюша участвовать в параде или же из цеха ее вернут на постамент…
По соседству с техникой на гусеничном ходу сейчас доводят до ума советский старенький грузовой автомобиль «УралЗиС».
– Вот эта машина у нас точно примет участие в параде 9 Мая, – улыбается Сергей Полотняк. – Кстати, она в нем уже участвовала, когда в Новомосковске отмечали 65-летие Победы. Правда, на следующий год не смогла выехать: двигатель забарахлил. Сейчас эту проблему наша автоколонна уже решила. И автомобиль теперь снова на ходу. Единственное, что осталось доделать, – установить сиденье в кабине, оно сейчас ремонтируется.

Читайте также

Защитить дом с умом. Чем полезны интеллектуальные домофоны
16 Окт 2020 14:21 / Общество
Домофоны, видеодомофоны, видеонаблюдение на придомовой территории и в подъезде – все эти «умные» устройства придуманы для того, чтобы сберечь в целости наше имущество, препятствовать входу людей посторонних и главное – сохранить личную безопасность. С обычными квартирными трубками, видеодомофоны с передачей изображения на сервер оператора или на экран в квартире, с облачным хранением и без хранения данных, с возможностью связи с экстренными службами – сегодня для круглосуточной охраны дома «умными» устройствами используются все ресурсы и разработки. Как это происходит, рассказала заместитель министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Елена Казмерчук. Читать »
Кто за грибами, а кто за «Веттерли-Витали»
14 Окт 2020 12:36 / Общество
Говорят, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – нет, в нашем случае, конечно, не в виде фарса, а, скорее, гражданского подвига неравнодушных земляков. Объясняем: в 1941-м лихвинские партизаны оборудовали в лесу несколько землянок, откуда выходили на задания и где отдыхали после боев. За ними впоследствии присматривали местные краеведы – вплоть до развала СССР, водили туда школьников-экскурсантов, потом сооружения сгнили, про них подзабыли, но уже в наши дни в Суворовском районе нашлись люди, которые решили воссоздать лагерь лесных мстителей. Можно много говорить о патриотическом воспитании – а можно делом доказать, что память о героях жива. Читать »
Квартира как стимул добывать уголек
14 Окт 2020 07:10 / Общество
Если вы думаете, что слова «гласность» и «перестройка» вошли в лексикон советского человека лишь в горбачевские времена, то вы ошибаетесь. Оказывается, уже в 1980-м они замелькали на страницах киреевской газеты «Маяк». «Перестройка начинается сегодня» – так называлась статья в районке (кстати, под редкой рубрикой «Интервью с отстающими»), в которой речь шла о том, что «шахта «Смирновская» на протяжении Х пятилетки работает хуже других угольных предприятий района, ее ежегодный долг в среднем составляет 40 тысяч тонн угля». Впрочем, мы не только перелистали газетную подшивку в областной библиотеке, но и отправились на ту самую шахту – точнее, в те места, где она когда-то существовала: в поселок Головлинский. По пути встретили словоохотливую женщину. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter