Общество

19:09, 16 июля 2013

На бойком месте

В Туле участки, где раньше «толпились» торговые точки, сейчас – зона неопределенности. Нестационарных рынков больше нет, но «базарная атмосфера» – брошенные баулы, тележки и тенты – осталась.
Крылья сложили палатки
Площадка на улице Вильямса, где еще недавно располагались торговые ряды, сейчас выглядит пустырем. Несколько старушек у обочины продают цветы: горшки с растениями стоят прямо на асфальте, складом служит распахнутый багажник автомобиля. За рыночной оградой еще остались несколько обшарпанных ларьков с наглухо закрытыми ставнями. Хлипкого вида парень, забравшись на табуретку, ножовкой спиливает с одной из палаток вывеску. Рядом свалены коробки и поддоны, где хранилась снедь на продажу, пахнет прелым мусором. Гору хлама ворошат вороны и галки.
Это типичная картинка для всех тульских рынков, где торговали не под крышей стационарного здания, а с лотка или в ларьках. Согласно федеральному закону к началу июля палаточный бизнес в Туле пришлось свернуть. Как рассказал заместитель начальника Тульского управления по административно-техническому надзору Василий Ростовцев, коммерсанты убирали ларьки самостоятельно – обошлось без принудительного демонтажа.
Улица Пирогова теперь постоянно выглядит так, какой раньше ее удавалось увидеть лишь по понедельникам, когда у обосновавшихся тут бизнесменов был выходной. По опустевшей дороге тянутся вереницы пешеходов. Исчезли бабушки, трясущие перед носом потенциальных покупателей дешевыми кофточками, нет тряпичных палаток с китайской одеждой и обувью.
Однако остаточный рыночный колорит все еще в наличии: пахнет жаренными в несвежем масле пирожками, большинство старинных двухэтажных домов занимают магазины – в окнах выставлены манекены в купальниках и аляповатых платьях. На вывеске с надписью «Узбекская кухня» французский шеф-повар демонстрирует поднос с шашлыками. Подобные точки общепита тут вообще на каждом шагу.
Во дворах вместо лавочек и детских площадок ­– сваленные в кучу клетчатые баулы и тележки, покореженные каркасы палаток под грязными тентами и общественные туалеты.
Шанхай в центре Тулы
­– Журналисты? – молодая женщина распахивает окно дома в самом начале улицы Пирогова. – Давайте поговорим.
Диана Иванова с мужем Олегом купили квартиру с видом на «базарную площадь» в ноябре прошлого года. В пользу такого решения «говорили» толстые стены старинного дома, бывшего когда-то купеческим, адекватная стоимость квадратных метров и расположение в самом сердце города. Явный минус приобретенного жилья – рыночная суета под окнами. Повседневный быт обитателей «коммерческой улицы» протекал среди гвалта и сумятицы. На работу и по делам ходили, протискиваясь между палаток.
– Мы приехали в Тулу из Праги и от увиденного потеряли дар речи, – вспоминает Диана. ­– Местные называли улицу Пирогова «китайским Шанхаем». Нам показалось, что мы герои фантастического чтива, люди, которых откинуло в прошлое лет эдак на двести. Мы знали, что палатки вскоре уберут, и надеялись, что станет спокойнее.
На деле же после того как улицу освободили от торговых рядов, специфика бойкого места никуда не исчезла. Часть разогнанных с Пирогова бизнесменов переставили палатки за ворота Центрального рынка. Тульские стражи порядка борются с нелегалами, но свести на нет несанкционированную торговлю пока не удалось.
­– Каждое утро мы слышим визг колес: продавцы, которые живут по соседству, тянут телеги с товаром, – продолжает Диана. – После работы весь цвет местного бизнеса идет в многочисленные точки общепита. Шум не прекращается никогда: то песни под караоке, то машину разгружают. Регулярно у нас под окнами оказываются мешки с хламом. Хотя раньше было еще хуже – вечером, когда палатки сворачивались и продавцы расходились по домам, мусор оставался прямо на дороге. Когда мы только купили квартиру, к нам явился сосед: спрашивал, не будем ли мы это жилье местным торговцам сдавать. Потом успокоился, приходил даже благодарить нас за тишину и порядок.
Из этой улицы, выходящей на Всехсвятский храм, стоило бы сделать «тульский Арбат» – замостить ее для пешеходов и окончательно покончить с рыночной атмосферой, считают местные жители.
Впрочем, покинутая торговцами улица Пирогова пока не получила статус пешеходной: ее судьба под вопросом. Однако уже сейчас известно, что базара здесь больше не будет.
Вместо рынка
будет рынок?
Перспектива других «бывших рынков» в Туле менее туманна.
Как рассказал начальник управления инвестиционной политики и предпринимательства администрации города Тулы Алексей Трутнев, участок, где находились раньше «Криволученские встречи», под торговлю не отдадут. Крытый рынок, отвечающий требованиям законодательства, расположится по соседству – на улице Декабристов.
Строительство капитальных торговых площадей запланировано и на месте рынка «Серебровский» на ул. Макаренко – вся необходимая для этого документация уже подготовлена. На месте Демидовских торговых рядов, скорее всего, появится магазин. А вот на пересечении улиц Плеханова и Марата, где раньше были сосредоточены лотки и палатки, продажа товаров уже не возобновится. Участок имеет статус земли общего пользования, а значит, строительство рынка там невозможно. Точно такая же ситуация и с микрорынком «Областная больница». Сельскохозяйственные торговые ряды на Хлебной площади останутся на своих местах до 1 января 2015 года.
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий